О наболевшем

Дорогие читатели! Коллектив воскресной школы попросил директора нашей воскресной школы, Чальцеву Наталию Вадимовну, которая по образованию является логопедом, ответить на самые распространенные вопросы, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Целью этой беседы является желание помочь молодым родителям в воспитании здорового потомства.

В. – Наталия Вадимовна, скажите, со скольких лет нужно беспокоиться о речевом развитии ребенка, во сколько лет нужно обращаться к логопеду?

О- Практическая логопедия учитывает 2 серьезных фактора в развитии ребенка: 1.педагогическую готовность к занятиям и 2.качество медицинской проблемы. Каждый ребенок сугубо индивидуально сочетает в себе данные факторы и часто бывает непросто определить, даже специалисту, когда лучше начинать коррекционные занятия и, возможно, лечение у смежных специалистов. Одно можно сказать с полной определенностью – диагностика должна быть ранней, в 3-3.5 года, необходимо попасть на прием к логопеду-дефектологу. Если Вы обращаетесь не в больницу, очень советую проверить квалификацию логопеда, которому Вы доверяете судьбу своего ребенка. Логопедических курсов недостаточно для квалифицированной консультации, логопед должен иметь именно дефектологическое образование и, конечно, немалый опыт работы именно с детьми. Я, обычно, рекомендую родителям съездить в Институт коррекционной педагогики.

В.- Неужели это настолько серьезно?

О.- Речь человека является высшей психической функцией и, естественно, непосредственно связана с психической деятельностью в целом. Минимальные логопедические проблемы (т.е. постановка и автоматизация звуков), не решенные вовремя, могут тяжелым грузом лечь на плечи ребенка в школьном возрасте, не дав раскрыться иным талантам, став причиной многих комплексов. Но, конечно, т.н. «звуковые проблемы»- это наименьшее с чем сегодня приходится сталкиваться логопедам. Таких детей единицы. В основном это намного более тяжелые патологии в развитии, которые компенсируются только при гармоничной работе дефектолога, психоневролога, фониатора, специалистом по ЛФК и некоторых других.

В.- Речевые проблемы связаны с психическими расстройствами?

Существует немало очень серьезных логопедических диагнозов, обусловленных недоразвитием клеток головного мозга, неправильной их работой, нарушением мышечной иннервации - крайне важно начать коррекционную работу с 3-3.5 лет. Бывает и так, что к 5 годам «само все проходит», хотя современная практика показывает, что это встречается с каждым годом все реже. Конечно, в этих случаях логопед не нужен, но ждать до 5 лет крайне опасно, т.к. если это все же серьезный медицинский диагноз, то коррекционная работа после 5 лет будет намного сложней, чем в более ранние периоды.

В.- Правда ли, что плохо говорящий ребенок не сможет правильно писать в школе?

О.- В 90% случаев логопедической практики случается именно так, как Вы сказали. Логопедические проблемы письменной речи - это беда последних 30 лет. Специфические ошибки встречались, конечно, и раньше, но не такое количество людей страдали от данных нарушений и, конечно, логопедические научные данные не популизировались среди населения, родители и учителя мучились, но ничем ребенку помочь не могли. Логопедов, которые имели соответствующую подготовку, было крайне мало не только в нашей стране, но и вообще в мире. Сегодня в любом логопедическом центре, посмотрев тетради Вашего ребенка и продиагностировав его, дефектолог даст заключение: либо это проблемы в усвоении русского языка, решаемые дополнительными занятиями, либо это специфические нарушения письма и /или чтения. Называются они дисграфии и дислексии, решаются в тесном содружестве логопеда, невролога, учителя и, конечно, родителей. Во всем мире сегодня совершенствуют методики преодоления этих тяжелых нарушений, специалисты добиваются неплохих результатов, но, увы, грамотных специалистов крайне не хватает во всем мире. В нашей стране положение усугубляется тем, что родители не относятся серьезно к мнению учителя или логопеда, считая, что неправильное написание ребенком слов - это просто «безграмотность», упуская драгоценное время! У дошкольников эти нарушения уже диагностируются! Для каждого вида дисграфии существует своя методика, разрабатываемая ведущим логопедом-дефектологом с учетом неврологического статуса, психологических особенностей, успеваемости и некоторых других данных Вашего ребенка.

В.- Можно ли среди детей выделить так называемую «группу риска»?

О.- Как и при любом медицинском диагнозе, правомерно говорить о наследственной расположенности. Часто в одной семе все 3,4,5-ро детей имеют одну и ту же речевую патологию, так что к концу коррекционной работы не только мама, но и папа могут блеснуть познаниями в области практической логопедии. Речевые патологии тесно связаны с родовой деятельностью, различные отклонения которой (асфиксия, Кесарево сечение, преждевременные роды и многое другое) обусловят помощь специалиста в правильном речевом развитии. Подавляющее число родителей, воспитывающих «двойняшек», прибегают как можно к более ранней помощи логопедов. Конечно, если ребенок не слышит правильной речи в семье, ему трудно надеяться на хорошее речевое развитие. Мамы перестали петь колыбельные, которые имеют огромное значение для развития в ребенке очень важных способностей. Чтение заменили телевизор и компьютер, вред от которых трудно переоценить. Педагогическая запущенность, конечно же, не способствует развитию речи.

В.- Сейчас очень популярно учить детей с самых ранних лет иностранным языкам, не взирая на логопедические проблемы. Как Вы к этому относитесь?

Тяжелым бременем ложится эта родительская недальновидность на незрелую психо-эмоциональную систему дошкольников. В специальной педагогике существует принципиальная разница между развитием и обучением дошкольника. Родители своим авторитетом навсегда убивают интерес к обучению у своего не готового к нему малыша, ставя амбиции выше здравого смысла. Непоправимый удар наносят по фонематической (особенно нарушенной!) системе, обрекая на изучение второго, третьего языка. Для детей с логопедическими проблемами это недопустимо! Сначала нужно позаниматься под руководством логопеда русским языком и только потом обращаться к учителю иностранного языка.

В. – Как долго нужно заниматься с логопедом? Очень часто занятия не приносят желаемых результатов. С чем это связано?

О. – Да, к сожалению, коррекционная работа далеко не всегда заканчивается успешно. Причин много. Сложность проблемы и недооценка этой сложности как логопедом, так и родителями. Часто, очень часто! логопед не видит глубины дефекта, «вычищая» только верхушку айсберга. Как и во всем, что связано с Вашим ребенком, ищите грамотного специалиста, который сможет компенсировать изнуряющую монотонность логопедических занятий (они могут длиться несколько лет!) радостью общения с Вашим ребенком, деликатным, бережным отношением к возникающим в ходе занятий обстоятельствам. Часто родители по разным причинам не доводят курс занятий до конца. Логопед не имеет возможности закрепить в устной или письменной речи приобретенные навыки, а у родителей не хватает знаний и умений и проблема не решается.

Часто родители не выполняют домашних заданий, являющихся обязательными при коррекционной работе. Конечно, успеха ждать не стоит – логопед вместе с логопатом становятся заложниками ситуации.

Существует немало диагнозов, при которых все участники должны понимать, что компенсация возможна только до определенных пределов. Как очень существенную причину нужно назвать несвоевременное обращение к специалисту! Развитие ребенка, компенсация дефектов происходит по определенным законам, в определенные возрастные моменты. Часто нельзя исправить то, что нужно было исправить много лет тому назад.

Некоторые родители хотят ограничиться только помощью логопеда, но во многих случаях этого слишком мало, нужны смежные специалисты. Конечно, работа не принесет ожидаемого результата.

Но чаще всего логопеду в содружестве с родителями, по возможности- с воспитателями и учителями, удается полностью компенсировать дефекты в устной речи, добиться приемлемых для усвоения школьной программы результатов в письменной речи.

А теперь о самом главном. Мы НЕ должны забывать о Промысле Божием в судьбе человека, о христианском отношении к болезни, проблеме. От нас – молитвы, труды, остальное – от Бога.