Несколько слов о музыке. Беседа с Еленой Валерьевной Майер

Музыка – это голос жизни! Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка. Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает сильное воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Например, музыка Шопена, Рубинштейна, вальсы Штрауса уменьшают чувство тревоги и неуверенности. Музыка Баха, Бетховена, Шуберта, Брамса способствует успокоению, а музыка Моцарта, Листа, Хачатуряна Чайковского, Бетховена способствует поднятию жизненного тонуса, настроения. К примеру, музыка Гайдна, Баха, Чайковского, Дебюсси, Мендельсона способствует концентрации внимания.

Выбор музыки огромен и можно зайти в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен – классическая, инструментальная, различные мюзиклы…Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать то, что посредством музыки Вы будете влиять на развитие ребенка. Звуки, которые он слышит, откладываются в подсознании. Определенная музыка воспитывает вкус и соответственно влияет на выбор круга общения.

Обучение музыке позитивно влияет не только на слух и моторику, но и на иные качества детей. Ученые исследовали детей в возрасте 5-8 лет, которые частным образом учились играть на пианино или струнных инструментах на протяжении, как минимум, трех лет. Их результаты сравнивались с результатами, показанными детьми, которые целенаправленно музыке не учились (представители обеих групп посещали уроки музыки в детских садах и школах). Серия тестов подтвердила, что юные музыканты намного лучше управляют своими пальцами и обладают лучшим восприятием звука. Кроме этого выяснилось, что «музыканты» обладают бОльшим словарным запасом, лучшей логикой и бОльшим вниманием. Причем, чем дольше и упорней ребенок занимается музыкой, тем лучше его результаты по всем категориям.

В результате музыкальных влияний наблюдаются следующие интеллектуальные эффекты:

- повышение уровня читательских навыков;

- повышение уровня речевых навыков;

- улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач;

- улучшение счетно-арифметических способностей;

- улучшение концентрации внимания;

- улучшение памяти;

- улучшение моторной координации.

Поразительно беспокойные дети должны слушать мелодии со спокойным ритмом – «адажио», «анданте». А дети, страдающие от синдрома дистресса, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, должны слушать музыкальные композиции в темпе «аллегро» и «аллегро модерато», а также маршевую музыку.

Мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск.

Ни в коем случае не надевайте на ребенка наушники! Наши уши приспособлены к рассеянному звуку по природе. Недоразвитый мозг может получить слуховую травму в результате прямого звука.

Предлагаю Вам несколько игр, в которые Вы можете играть со своими детьми и получать огромную радость.

I. « ПОСЛУШАЙ И ПОВТОРИ» - игра на развитие ритмического слуха. Эта игра проводится дома за столом. Взрослый берет карандаш, простукивает им любой ритмический рисунок по столу. Предлагает ребенку повторить его, прохлопав в ладоши.

II. « ВЕСЕЛЫЕ КОЛПАЧКИ» - игра на развитие ритмического слуха. Для игры берем два колпачка от лака, шампуня или две пробочки от пластиковых бутылок. Ребенок придумывает ритмический рисунок, простукивает его колпачками, взрослый должен повторить хлопками в ладоши.

III. «ОТГАДАЙ МЕЛОДИЮ» - игра на развитие ритмического слуха. Взрослый напевает какую-либо мелодию, ребенок должен передать ее ритмический рисунок, простучав пальцем по ладони.

IV. «ДАВАЙТЕ ХОХОТАТЬ» - игра на развитие музыкальной памяти. Взрослый «прохохатывает» (на слог «ха» поет) любую знакомую ребенку песню, тот отгадывает. Потом песню загадывает ребенок.

V. «НЕПОСЛУШНЫЙ МЯЧИК» - игра на развитие динамического слуха. Игра проводится по принципу игры «Холодно-горячо». Взрослый прячет где-то дома мячик (или какую-либо игрушку). Начинает петь знакомую песню, ребенок под это пение ищет игрушку. Если взрослый поет тихо- значит игрушка находится далеко, если громко – то близко. Потом игрушку прячет ребенок.

VI. «ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ». – игра на развитие музыкальной памяти. У Вашего ребенка есть любимый

CD-диск с детскими песнями. Дайте прослушать ребенку отрывок любой песенки (но не сначала звучания). Ребенок отгадывает и называет песню или исполнителя, сам ее напевает. Если вы слушаете с ребенком популярную инструментальную классическую музыку, то эту игру можно провести так: ребенок отгадывает отрывок музыки, напевает его и называет (по возможности) солирующий музыкальный инструмент.

Желаю Вам интересного времяпрепровождения и творческих успехов!