О Церкви

  • Церковь есть ковчег спасения, где Духом Святым мы приобщаемся Христу и живем жизнью Божией.
  • Церковь имеет своей Главою Господа Христа — Он стяжал Себе ее честною Своею Кровию.
  • Церковь есть жилище и пребывалище Святого Духа.
  • в Церкви человек сподобляется богообщения, приходит к Отцу, говоря словами Евангелия (см. Ин. 14:6).
  • Церковь не ограничивается личным спасением каждого, но объединяет всех спасенных и спасающихся в духовное единство в любви — в Тело Христово.
  • Церковь не заканчивается здесь, на земле, но простирается в вечность, в Царство Небесное.
  • Церковь и есть это Царство, предначинаемое на земле. Церковь — конечная цель и завершение домостроительства нашего спасения.

Святитель Феофан говорит, что есть две стихии, питающие Церковь Божию, – Слово Божие и Таинства. Слово Божие есть Священное Писание, в особенности Нового Завета; Таинства есть то непосредственное прикосновение человеческой души Богу, когда Духом Святым человеку усвояются спасительные плоды Боговоплощения, т. е. когда Бог не только со-вне влияет на нашу жизнь, научая нас своей истине, запечатленной в Священном Писании, но и Сам входит внутрь нас.

Таинства и Священное Писание — основа жизни Церкви; существует еще Священное Предание. Оно есть прежде всего образ совершения Таинств, далее, толкование Священного Писания. Из первого вытекает дисциплинарно-канонические и литургические основы Церкви, из второго – догматическое и нравственное церковное учение. И все это дается человеку не как некая доктрина, а как вспомоществование для духовной жизни.

Многие люди не осознают необходимости Церкви для спасения. «Я верую в Бога внутри себя; зачем еще нужны все эти Таинства, обряды, догмы и прочее?» — задают очень часто такие вопросы. Здесь нужно сказать вот что. Необходимость Церкви для спасения есть не человеческая выдумка, а установление Божие. Почему Бог так установил? Такие вопросы бессмысленны. Мы дознали и ниже еще убедимся из Священного Писания, что Бог именно так благоволил устроить дело нашего спасения, а не иначе; это — самое твердое основание нашего убеждения в необходимости Церкви. Но и здравое рассуждение подтверждает нам это.

Говорят еще: «Мне не нужен посредник в отношениях с Богом». Но это непонимание смысла Церкви. Церковь — не посредник (действительно, между человеком и Богом посредников нет), а воплощенное домостроительство спасения в действии. Это всё равно что сказать: тело — посредник между человеком и движением. Человек, вставший на путь спасения, всеми фибрами души ощущает, даже без рассудочных выкладок, необходимость Церкви для спасения и великую благотворность так называемой «связанности» себя церковными установлениями. Вот что можно сказать по поводу этого распространенного мнения о «ненужности» Церкви.

Существует катехизическое определение Церкви. Вот оно: «Церковь есть от Бога установленное общество верующих во Христа, соединенное Словом Божиим, священноначалием и таинствами, под невидимым управлением Самого Господа и Духа Божия, для вечной жизни и спасения» (Православная Богословская Энциклопедия. Ст. 2329). «Церковь» — слово греческое, означает «собрание». Это определение несколько формально. Мы видели из Священного Писания, что Церковь — это не просто общество верующих, но органическое единство их, Тело Христово. С другой же стороны, в Церкви главное — спасение каждой личности, или, иными словами, в Церкви человек прежде всего реально, онтологически соединяется с Богочеловечеством Христа, Его воскресшей природой. Вот эта сторона не отмечена в катехизическом определении. Между тем Церковь органично и сбалансированно объединяет эти вещи в единство: личное богообщение и личное спасение — и общение в духе и любви с другими, спасающимися и уже спасенными христианами. Если что–то из этих двух сторон христианской жизни выпячивать или, наоборот, умалять, то исказится правильный строй духовной жизни. Понимание этого момента очень важно, чтобы избежать перекосов.

 

Еще четыре определения Церкви дает наш православный Символ веры.

По-церковнославянски

По-русски

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божиия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 3. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 9. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых, 11. Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь. 12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

 

Церковь Единая. Это значит: 1) Церковь едина единством веры — т. е. Церковь всегда и везде содержит определенное и неизменяемое, всегда одно и то же догматическое учение; Церковь едина единством нравственного учения и единством духовного опыта; Церковь едина единством устроения своей жизни в основах канонического и литургического строя. То есть: мы веруем, устрояем свою церковную жизнь и живем духовной христианской жизнью в своих основах (это важно: не во всем объеме, а именно в основах) так же, как и Церковь XV, X, VI, II веков. Формы жизни Церкви (внешние) меняются, а основы незыблемы. Из этого истекает — 2) временное единство Церкви: на всем протяжении истории она одна и та же, к Единой Церкви принадлежат люди всех времен; 3) пространственное единство — Церковь едина в любом уголке земного шара; хотя есть различие во внешнем, но суть Церкви и устроение ее одно. Православная Церковь, мы знаем, существует в виде самостоятельных Поместных Церквей; самостоятельность их исключительно административная, внешняя, никак не нарушающая единства веры, священнодействий, духовного опыта. 4) Наконец, это единство духовное: это единство земной, воинствующей, и Небесной, торжествующей, Церкви; в силу этого мы молимся святым, получаем их скорую помощь, а также поминаем усопших, а они, кто имеет дерзновение, в свою очередь молятся за нас. Единство Церкви имеет выражение в евхаристическом общении христиан, то есть общении в Таинствах. Грех против единства Церкви свидетельствуется прерыванием евхаристического общения.

Церковь Святая. Часто люди внешние ждут от членов Церкви немедленной и абсолютной святости и, столкнувшись с церковной действительностью, разочаровываются, говоря: что же, вы должны быть святыми, а вы — такие же, как мы, а то и еще хуже. Получается: Церковь святая, а мы — грешные: как это увязать? Здесь нужно разобраться. Церковь свята тем, что она — источник освящения. Церковь свята прежде всего своею Главою — Господом Иисусом Христом. Церковь свята живущим в ней Св. Духом. Церковь свята своим единством с Небесной Церковью. Свята Церковь своею целью, призванием, назначением. Свята Церковь всем своим устройством.

Мы же с вами, члены Церкви, призваны к святости. Святость наша — обязательна для нас; ап. Павел называет всех членов Церкви «святыми»; но она — наше задание, наша цель, наше дело, над которым мы должны трудиться, — но еще не наше неотъемлемое достояние. Святость требует постоянной борьбы ради себя — поэтому наша земная Церковь называется Церковью воинствующей. Все святые, мы видим из их житий, подвизались до последней минуты своей жизни. Мы именно подвизаемся за святость, стяжаваем ее. Причем нужно различать святость в собственном смысле слова и особые дары Божий, которые были присущи избранным угодникам Божиим, как–то: чудотворение, прозорливость и проч. Эти дары — особое, промыслительное благодеяние Божие: к ним, конечно, нелепо стремиться и их искать; но, к сожалению, под святостью часто понимаются исключительно они. Но это вовсе не так. Святость — это пребывание в человеке Святого Духа, приобщение человека Святому Духу; это — мирное, радостное, бодрое, ясное и крепкое верой и делами христианское состояние души. К этому безусловно призваны все мы, и если христианин, хоть в малой степени, не имеет в себе этого духовного состояния, ему нужно весьма побеспокоиться о своей духовной христианской жизни. Такое состояние не особо заметно со–вне, оно — достояние внутреннего человека; внешние его не видят и не понимают. Человек, подвизаясь за это христианское устроение, бывает, и заблуждается, и ошибается, и падает; это — очень замечается внешними людьми, а сам подвиг незаметен для них.

Но, с другой стороны, когда говорится, что Церковь свята, то под Церковью имеется в виду не что–то абстрактное, не взятые отдельно сами по себе формы церковные, а — мы, члены Церкви. И поскольку мы члены Церкви, постольку мы святы, то есть — приобщены Святому Духу. Другое дело, что мы можем ежедневно, совершая грех, отпадать от Церкви. Когда мы согрешаем, общение наше с Богом пресекается, и тем самым мы отпадаем от Церкви; но через покаяние опять возвращаемся в лоно ее. Поэтому в Таинстве Покаяния Церковь молится Богу: «Примири и соедини его (кающегося) святей Твоей Церкви». Любой грех, следовательно, ставит человека вне Церкви. То есть — Церковь всегда свята — и в нас, когда мы не грешим, и когда, согрешив, каемся; а нераскаянный грешник находится вне Церкви, какое бы положение он в ней ни занимал, каким бы саном ни был отмечен, — хотя Церковь, в надежде на его покаяние и возвращение в свое лоно, не объявляет этого формально и официально, но с терпением ждет, вплоть до последнего его издыхания, и молится о нем. Есть члены Церкви действительные — это христиане, живущие церковной жизнью; а есть члены Церкви формальные — крещеные, например в детстве, или даже работающие в Церкви, но дело спасения не содевающие. Таковые вне Церкви, хоть формально и принадлежат ей, и Церковь молится за них, ожидая их покаяния. Таким образом, Церковь всегда остается святой; только мы — то принадлежим ей, и тогда и мы святы, — то отпадаем от нее, и тогда чужды святости.

Церковь Соборная. Словом «соборная» переведено греческое слово «кафолическая», — т. е. вселенская, обнимающая собою всех людей всех времен и народов, не ограниченная пространством и временем. Эта вселенскость Церкви вытекает из ее свойства — единства, о чем мы уже сказали. Но соборность имеет еще вот какое значение: все решения в Церкви, сколько–нибудь важные, принимаются соборно, т. е. не чьим–то единоличным распоряжением, а обще, в духе любви, сообразно с учением, содержимым Церковью. Единственный Глава Церкви — Господь Иисус Христос; Он построил Свою Церковь на основании, которым явились Апостолы; не один какой–то Апостол (как считают латиняне), а именно все Апостолы и их преемники — епископы; и теперь вся власть в Церкви принадлежит собору этой Церкви, прежде всего — собору епископов, а не какому–то одному, пусть даже и самому уважаемому епископу.

Этот принцип власти мы видим в Церкви с самого начала ее бытия: уже в книге Деяний апостольских мы читаем, что решение о вхождении язычников в Церковь принято Собором Апостолов (гл. 15). Так и продолжается в Церкви до сего дня. Высший авторитет для нас — Вселенский Собор, т. е. собрание епископов всех Поместных Церквей. Таким образом, соборность — это принцип жизни Церкви, принцип принятия решений. Его суть — единодушие, единомыслие во Христе. Еще: вселенскость Церкви — то, что она несводима к национальным и социально–культурным формам; хотя Церковь и облекается в них, но она и по сути, и по своему самосознанию выше их — вселенская.

Церковь Апостольская. Господь основал Свою Церковь через св. Апостолов; ими она получила свое устроение в основах — догматических, нравственных, канонических, литургических. И Церковь остается Церковью, только когда она восходит к Апостолам. Это значит, во–первых, апостольское преемство в Таинстве Священства. Апостолы, просвещая светом Христовым вселенную, везде оставляли своих преемников — епископов, продолжающих апостольское служение; епископы, отходя в жизнь вечную, также оставляли после себя преемников; и так, друг–другоприимательно, апостольская благодать священства пребывает в Церкви до сего дня. Во–вторых, в Церкви все должно возводиться к апостольскому авторитету. Догматический ли, нравственный ли, канонический, литургический — любой вопрос в Церкви должен быть поверяем и возводим к Апостолам: так ли учили, так ли установили Апостолы? Если то или иное явление коренится в апостольских установлениях — а их мы узнаем из Священного Писания Нового Завета и Священного Предания Церкви, — то оно церковно; а если нет — значит, к Церкви оно имеет опосредованное, а может быть, и враждебное отношение. Это очень важно. Многие воспринимают Церковь как, например, святоотеческую, или Богородичную, или мистически–чудесную, или державнообразующую, или еще какую–нибудь; но она Апостольская, и только таковая и есть Церковь.

Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Причем спасает и приобщает Христу не абстрактные народы, нации, государства — а личности, каждого захотевшего этого человека, индивидуально. Все, следовательно, проявления Церкви в оформлении, в действовании ее преследуют только эту цель. Больше ничем Церковь не является и не занимается. Она может прикасаться и обнимать собою любое явление: культурное, социальное, национальное и прочие, — но в них она ищет, как бы спасти людей, привести их ко Христу. Только то, что соответствует этому критерию, может считаться собственно церковным; и наоборот, если то или иное выдающее себя за «церковное» явление не отвечает этому критерию — оно к Церкви отношения не имеет, пусть даже это некая укрепившаяся идеологема, почитаемая многими как «подлинно церковная».

Церковь есть Божественное установление, она вечна и неизменна, но вместе с тем историческое бытие она проходит на земле, и поэтому она неизбежно облекается в те или иные внешние социальные, национальные и культурно–бытовые формы; но ошибка — полагать в этих формах суть Церкви, нечто необходимое, неотъемлемое по существу для нее. Для Церкви эти формы — лишь внешние соприкосновенности; Церковь к этим явлениям не сводится и ими не является. Нужно быть очень аккуратным, рассуждая с церковных позиций о патриотизме, национальном самосознании, формах государственного и общественного устройства и т. п., чтобы ими не подменить собственно церковное сознание, не мифологизировать, не профанировать его.

Духовная церковная жизнь подкрепляется непрестанным богообщением в Таинствах и всех церковных чинах, непрестанным же общением со всеми спасающимися и спасенными христианами — общением не в смысле внешнем, типа болтовни, но внутренним, глубоким, молитвенным, подлинным и истинным общением в Духе и в любви. И жизнь эта, как уже я сказал, сложна. Сам Господь говорит, что она есть — иго и бремя (см. Мф. 11:30); что путь этот — узок и тесен, и даже что многие поищут войти тем путем, — т. е. будут искать путь спасения, — и не возмогут (см. Лк. 13:24). Итак, для жизни в Церкви нужен тяжкий труд, причем нужно очень хорошо понимать, как и на что этот труд должен быть направлен.

 


 

Таинства

Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании.

 

 

Таинство Крещения

Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

 

В нашем Храме по субботам и воскресеньям после богослужения проводится собеседование с крестными перед таинством крещения (по предварительному согласованию со священниками).

 

Таинство Миропомазания

Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать это таинство сразу после Крещения постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

 

 

Таинство Евхаристии (Причастие)

Суть: Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания: Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф 26:26).

История: После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

 

 

Таинство Исповеди (Покаяние)

Суть: Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Библейские основания: Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19,
1 Цар 15:24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься
(Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21-23).

История: Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

 

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Суть: При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.

 

 

Таинство Священства

Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2, Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

 

 

Таинство Брака (Венчание)

Суть: Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История: Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

 


 

Освящение или благословение?

Священник Дионисий Свечников
https://azbyka.ru/osvjashhenie-ili-blagoslovenie

«Освящение или благословение?» «Что Церковь благословляет, а что освящает?» Для простого обывателя вопросы, казалось бы, совсем не принципиальные и маловажные. И мало кто из невоцерковленных людей придает этому хоть какое-то значение. Как правило, все именуется освящением — освящение дома, машины, офиса, икон, нательных крестиков и т.д. Но можно ли освятить офис? Можно ли назвать действие, совершаемое священником, освящением?

Благословение в Ветхом и Новом Завете

Православная Энциклопедия определяет благословение как «пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов»1. В церковной практике термин «благословение» может также употребляться по отношению к предметам в значении, близком к слову «освящение». Например, освящение иконы или благословение жилища. Поэтому довольно часто под «благословением» понимают «освящение», и наоборот. Однако, эти два понятия в исконном своем происхождении имеют различия.

Обратимся к Священному Писанию. Впервые «благословение» упоминается в книге Бытия и описывает отношение Божие к человеку и сотворенному миру в целом: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:27–28). Аналогичное благословение было дано людям после потопа: «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они» (Быт.9:1–2). Эти древнейшие благословения является свидетельством особого Божьего промысла по отношению к творению.

Бог, промышляя о человеке, благословляет Авраама и через него все человечество: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:2–3).

В книгах Ветхого Завета встречаются благословения Божьи как отдельным людям, так и целым народам. Во многих случаях они связаны с повседневной жизнью людей, содержат пожелания мира, благоденствия, земных благ. Благословение Божие отнюдь не безусловно, оно преподается людям, соблюдающим Его заповеди: «Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего, которые я заповедую тебе сегодня — любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его, и постановления Его, и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой» (Втор.30:16).

Бог дает Свое благословение не только напрямую, но и через людей, находящихся в согласии с Его волей и действующих согласно ей2. Сила и действенность этих благословений неразрывно связаны с верой в Бога и всегда произносятся во имя Его. Так, в ветхозаветную эпоху особую значимость для израильского народа играли благословения Божьих избранников – Моисея, Иисуса Навина, других судей, а в эпоху установления царств – благословения монархов.

Благословение произносилось не только Богом по отношению к людям, но и было выражением преклонения человека перед Богом, благодарности за Его милости. Такое благословение часто приобретает характер славословия. Так, псалмопевец Давид восклицает: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня» (Пс.33:2–5).

Начало Нового Завета ознаменовало благословение архангела Гавриила: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28). Ему вторит праведная Елизавета: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк.1:42). Старец Симеон, совершая положенное по закону в Иерусалимском храме, благословляет Бога, Богомладенца Христа, Его Мать и праведного Иосифа (Лк.2:28,34). Главным Подателем благословения, согласно Евангелию, является Бог3. Господь Иисус Христос, как вочеловечившийся Сын Божий, благословляет своих учеников, детей. Благословением Его множатся хлебы для насыщения тысяч людей, устанавливается Таинство Евхаристии на Тайной вечери. Прощальное благословение преподается апостолам в момент Вознесения: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк.24:50–51).

Христос не только преподает благословение Сам, но и учит этому учеников, призывая благословлять даже врагов: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5:44–45).

 

Священническое благословение

Особо необходимо коснуться вопроса священнического благословения и богослужебного употребления благословения. Свое начало оно берет из Ветхого Завета, и было связано с устройством и функционированием первого храма, посвященного Единому и Истинному Богу,  – скинии собрания, которую израильский народ переносил с собой и устанавливал во время стоянок на протяжении 40-летнего странствования по пустыне. Библия повествует об особом посвящении целого колена (рода) из народа в служение при храме: «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор.10:8). Первосвященником Бог назначил Аарона, брата Моисея. Именно ему и его сыновьям-священникам было поручено благословлять народ именем Божьим: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!» «Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!» «Да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!». Так пусть призывают имя Моё на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Числ.6:22–27). Из данного отрывка Священного Писания ясно, что священник, произносящий благословение, является выразителем Божьего благословения, право же благословения принадлежит исключительно Самому Богу, поскольку именно Он – Податель всех благ. Содержанием священнического, или Ааронова, благословения является призвание Имени Божьего на благословляемого, а целью – дарование мира и различных благ. Такое же понимание священнического благословения сохраняется в новозаветной Церкви. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И сам священник, преподавая благословение, делает это со словами «Бог благословит!».

В более поздний период в ветхозаветном храмовом богослужении благословение произносил чередной (служащий) священник после принесения утренней жертвы. При произнесении благословения священник «сойдя, поднимал руки свои на все собрание сынов Израилевых, чтобы устами своими преподать благословение Господа и похвалиться именем Его; народ повторял поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего» (Сир. 50, 19–23). В троекратном произнесении Ааронова благословения можно видеть пророческое предвосхищение христианского откровения о Боге, Едином в Святой Троице. В православном богослужении Ааронову благословению соответствует главопреклонная молитва, предваряемая преподанием мира возгласом священника «Мир всем».

В Ветхом Завете благословению сопутствовали жесты, наиболее частыми из которых были поднятие и возложение рук. Из Евангелия известно, что Свои благословения Господь Иисус Христос сопровождал возложением, прикосновением или воздеянием рук. Символизм жестов сохранен и в христианстве. Через возложение рук епископа на голову ставленника на священническое служение и призвание благодати Святого Духа совершается Таинство священства. Крест (крестное знамение) является одним из главных символов и жестов в Церкви. Начертанный рукой священника, образ Креста сопутствует благословению. Для преподания благословения также могут использоваться различные предметы – кресты, евангелия, иконы, Чаша со Святыми Дарами и др.

Исторически значение термина «благословение» в христианстве варьировалось. Так, в сочинениях христианских авторов I‑IV вв. этот термин применяется по отношению к чинопоследованиям Таинств Евхаристии, Крещения и Миропомазания, Священства. К благословению были отнесены и молитвы над хлебом, вином, елеем, начатками плодов и др. С течением времени на Востоке благословение стало также употребляться в более узком значении, описывая формулы, в определенных случаях произносимых священнослужителем над предметами или людьми. Как правило, такое благословение сопровождалось определенным жестом или действием. Со временем среди христиан утвердилось понятие «священническое благословение», что, впрочем, не исключало практики благословения мирян со стороны других мирян (например, практики благословения родителями детей на женитьбу).

Сейчас в церковном богослужении под благословением понимается словесная формула, связанная с жестом или литургическим знаком, содержащая прошение об освящающем действии или пожелание Божиих благодеяний. Либо священнодействия, совершаемые в соответствии с определенными чинопоследованиями над людьми, предметами, животными, предметами быта и т.д. Также утвердилась традиция понимать благословение как разрешение духовника на тот или иной поступок. Традиционно испрашивают благословение у священника при встрече. В целом, термин «благословение» в современности имеет особое христианское осмысление и более широкую трактовку по сравнению с тем, что он представлял в ветхозаветные времена. Именно поэтому его часто путают с освящением.

 

Освящение в Ветхом и Новом Завете

Термин «освящение» впервые упоминается в книге Бытия: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). Свт. Филарет (Дроздов) так поясняет освящение седьмого дня: «Освящение вообще знаменует отделение к высшему назначению (Нав.20:7; Чис.3:13), и приписывается иногда тому, что само по себе свято (Ин.10:36; Ин.17:19), в особенности же освящение времен есть назначение их для богослужения (4Цар.10:2; Неем.8:9; Иоил.1:14,2:15–16). Итак, Бог, благословляя и освящая седьмой день, делает его незабвенным памятником Своей славы и веселия о творении (Пс.103:31) и временем, по превосходству, священным для человека». Священная особенность седьмого дня, хотя и получила характер заповеди лишь в законодательстве Моисея (Исх.20:8; Втор.5:12), имела место и раннее. Профессор Лопухин пишет, что «существует целый ряд сильных доказательств, из которых видно, что в форме благочестивого обычая она практиковалась гораздо раньше Моисея и что происхождение ее в этом смысле чуть ли не современно самому началу человеческой истории». В этом убеждает и седмичность исчисления времени, бывшее в употреблении еще до потопа (Быт.8:4,10,12) и у патриархов (Быт.29:27).

Далее в текстах Ветхого Завета термин «освящение» употребляется в смысле особого посвящения Богу. Освящение, как и благословение, связано с устроением скинии – первого храма. Для освящения храма Моисей, по повелению Божьему, использовал елей помазания: «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его, и умывальницу, и подножие её, чтобы освятить их; и возлил елей помазания на голову Аарона, и помазал его, чтоб освятить его» (Лев.8:10–12). Также для освящения использовалась кровь жертвенного животного: «взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним; и так освятил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним» (Лев.8,30). Таким образом, освящение, будучи посвящением Богу, касалось не только самого храма, но и священников. Освящение лиц или предметов могло быть связано с их предварительным или одновременным ритуальным очищением (Лев.8:15), (Лев.8:33–34). Освящены были храм Соломона (3Цар.8:63), второй храм (Езд.6:16), стены и ворота Иерусалима (Неем.12:27).

В Ветхом Завете освящение имело в основном обрядово-богослужебное значение. Через освящение происходило поставление людей и посвящение предметов на служение Богу. Но уже тогда Бог, приобщая избранный народ к Своей святости, дает заповеди – требования нравственного закона. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш», – так обращается Господь к верующим в Него (Лев.19:2). Соблюдение обрядовой и нравственной чистоты было обязанностью члена израильского общества. Однако, на практике обрядовая чистота во многих случаях ставилась во главу угла, что порицалось Спасителем.

Особое осмысление освящение приобретает в Новом Завете. Господь Иисус Христос Своими страданиями, Своим послушанием вплоть до смерти крестной способствовал освящению людей. Теперь и мы освящены истиною (Ин.17:19), Христос сделался для нас «освящением и искуплением» пред Богом (1Кор.1:30). Апостол Павел пишет: «истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:21–24). Поэтому наиважнейшим делом для христианина становится святость, подражание своему Небесному Учителю. Бог спасает человека, но не без его участия. Освящение, будучи всецело деянием Божьим, Его даром человеку, требует полного участия христианина. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», — призывает апостол Павел (Евр.12:14).

Освящение человека, уподобление его Богу невозможно без Церкви и участия в ее Таинствах. Освящение жизни христианина – основной смысл и цель Таинств. Но если с освящением религиозной стороны жизни человека все в целом понятно, то как же стоит поступать с бытом христианина, его повседневностью? Церковь предлагает благословлять и освящать быт и повседневность, дабы используемые христианином вещи или употребляемая пища были полезны для души и тела. Для этого в Требнике и иных богослужебных книгах содержится множество чинов и молитв.

 

Различия между освящением и благословением

Разобравшись с историческими аспектами понятий освящения и благословения, мы подошли к основной цели публикации – указать различия между ними в современной практике. Что освящается, а что благословляется? Если говорить кратко, то освящаются предметы и вещи, имеющие сакральную значимость, отделенные от прочих и посвященные Богу, а благословляются те, что имеют употребление в обычной повседневной жизни. Храмы, иконы, кресты, богослужебные предметы и др. – освящаются (иногда используется формула «благословляется и освящается»). А дома, машины, разные предметы быта (колодец, печь и т.д.) – благословляются. Благословляется также любая пища (например, «Молитва на благословение сыра и яиц в первый день Святой Пасхи»). Благословение посредством особых молитвенных последований получают и люди (например, «Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа перед началом всякого дела» или «Чин благословения в путь»).

В целом, понятие «благословение» в современной церковной практике гораздо шире, чем во времена Ветхого Завета и раннего христианства. Благословение испрашивают у священника при встрече и прощаясь с ним. Под благословением понимают разрешение духовника или священника на некое важное действие или занятие (например, благословение на помощь при храме), молитву (например, благословение на добавление молитв к домашнему молитвенному правилу) и т.д.

Выше было указано, что источником освящения и благословения является Бог. Поэтому к любому акту благословения или освящения необходимо относиться со всей серьезностью. Очень часто в церковной среде слово «благословите» используется не вполне обдуманно, на автомате, почти как присказка. Например, церковный работник по какому-либо приходскому вопросу хочет войти в рабочий кабинет к настоятелю, и, постучавшись, произносит «благословите, отец … » для того, чтобы получить разрешение на это действие. Выглядит чинно, по-церковному, но если вдуматься, то это обесценивает суть получения благословения. Человеку не нужно особое Божье благословение на то, чтобы просто войти в кабинет, да и священник вряд ли встанет с места, осенит человека крестным знамением со словами «Бог благословит!», если он уже десятый раз на дню видит его. Разрешение войти можно спросить у священника общепринятым и вполне уместным «разрешите войти». К сожалению, испрашивание благословения священника на всякую мелочь стало обыденностью на многих приходах. Как было сказано выше, это обесценивает саму суть благословения – просьба и получение Божественной помощи в том или ином деле. Дабы не умалять сути, было бы вполне логичным придерживаться логики, прослеживаемой в Требнике – испрашивать благословение только на важные дела посредством совершаемых чинов и последований. Либо, если нет нужды в молитвенных последованиях, просто получать благословение священника на важные дела.

С должным благоговением должно относиться к освящению и благословению различных вещей и предметов. В Требнике есть «Молитва на освящение всякой вещи», которая, как мы думаем, лишь по некому недоразумению сейчас печатается во многих молитвословах для мирян. Предполагается, что мирянин, может самостоятельно освятить ту или иную вещь, прочитав эту молитву и покропив вещь святой водой. Непонимание сути освящения в этом случае зачастую приводит к тому, что люди, проявляя неразумное усердие, начинают освящать все вокруг себя – предметы быта, новую одежду, мебель и т.д. Стоит вдумчиво прочитать слова молитвы: «Создатель и Устроитель человеческого рода, дарующий духовную благодать и подающий вечное спасение! Ты Сам, Господи, пошли Твоего Святого Духа с небесным благословением на эту вещь, чтобы для желающих ее употреблять она, вооруженная силой небесной защиты послужила для телесного и духовного спасения, защиты и помощи во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь». Очевидно, что ни новым джинсам, ни пылесосу после ремонта, ни подаренному соседом табурету не требуется такого призвания Святого Духа и благословения Божия. Но вполне уместно будет окропить святой водой, например, рабочий инструмент, испросив помощи Божией в работе. Чтение же этой молитвы лучше оставить священникам, чтобы они, проявляя разумение, освящали и благословляли то, что уместно.

Таким образом, рассмотрев понятия освящения и благословения, приходим к выводу, что они исторически и практически имеют различия, и не являются взаимозаменяемыми. В современной церковной практике они часто дополняют друг друга, при этом все же не теряя своей смысловой разницы.

Ниже будут приведены наиболее распространенные примеры из приходской жизни, в которых будет наглядно показано различие освящения и благословения.

 

Благословение пищи

Особо стоит коснуться вопроса благословения пищи. Всякая ежедневная пища благословляется и священником, и мирянином одинаково – чтением положенной молитвы и осенением крестным знамением. Особым чином священником благословляется только пища на некоторые праздники. Например, на Пасху благословляются яйца, выпечка, мясо и т.д. На праздники Преображения Господня, Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня и Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа традиционно благословляются плоды нового урожая – яблоки, виноград, орехи, мед и т.д. Причем, традиции такого благословения сильно зависят от местности. Так, на юге, где яблоки поспевают намного раньше праздника Преображения Господня, новый урожай благословляют уже на праздник апостолов Петра и Павла. Важно отметить, что для благословения всю эту пищу не вносят в храм, на это есть прямое указание в Уставе. Так, например, в Триоди цветной (богослужебная книга на пасхальный период) сказано о благословении яиц: «Яица же и сыр принесенныя поставляются в притворе, в церковь же отнюд не подобает вносити». А о мясе: «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею». Раньше священник, который жил рядом с храмом, мог благословлять приношения рядом с домом, но сейчас жизнь совсем иная и порой священник живет далеко, иногда в другом городе. Поэтому современная практика предполагает благословение приношений в церковной ограде.

Порой люди, проявляя излишнее и неразумное благочестие, пытаются особым образом утилизировать остатки благословленной священником пищи. Например, на Пасху не редкостью бывает вопрос «что делать со скорлупой освященных яиц?». Усугубляется ситуация тем, что сейчас в продаже предлагается множество различных наклеек на пасхальные яйца, на которых изображены иконы. И если в случае с простыми крашенными яйцами ответ очевиден – «скорлупу просто выкиньте, не надо ее ни сжигать, ни в реке топить», то решение вопроса как поступать с иконами-наклейками становится целой проблемой. Их как раз придется сжигать. Поэтому лучше не гоняться за подобной «красотой» и не делать из простых яиц, которые нужно съесть, яйца Фаберже. Любые же остатки благословленной пищи нужно утилизировать как обычные бытовые отходы.

 

«Освящение» верб

Интересно обстоит дело с так называемым освящением верб на праздник Входа Господня в Иерусалим. Вербы настолько глубоко проникли в традицию, что даже сам праздник стали именовать Вербным воскресеньем. Хотя, на самом деле, никаких верб в Иерусалиме в тот момент, когда Господь Иисус Христос торжественно въезжал в него, сидя на ослике, и в помине не было. Они там просто не растут. Но растут пальмы и другие деревья, ветви которых люди срезали с деревьев и постилали на пути перед Спасителем. Некоторые люди постилали свои одежды. Это действие в древнем мире считалось великой честью для того, кого приветствуют таким образом. Как пишет свт. Феофилакт Болгарский, «постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей — проявление торжества». Так жители Иерусалима приветствовали и Христа, который накануне воскресил своего друга Лазаря, четверодневного мертвеца. Многие в тот момент почитали Его за великого пророка, возможно, даже не подозревая, что перед ними Спаситель мира.

Что же касается верб, то все очень просто – в России пальмы не растут, но растут вербы, которые как раз начинают давать красивые пушистые почки ко времени праздника. И люди, согласно древней церковной традиции приносят на праздник в храм веточки верб, подражая в этот день жителям Иерусалима, торжественно встречавших Спасителя. Это действие наполнено глубоким христианским смыслом и не имеет ничего общего с тем, что зачастую происходит в храмах – люди в течение всего дня несут в храм вербы, чтобы их им освятили, окропив святой водой. Многие люди и понятия не имеют, для чего, на самом деле, стоит приносить веточки верб в храм, им просто хочется унести домой нечто освященное. Удручающе выглядит зрелище – люди стоят в церковном дворе и ждут освящения верб, а в храме в этот момент совершается праздничное богослужение. К сожалению, также происходит и с пасхальным благословением яиц и куличей и благословением плодов нового урожая на Преображение Господне.

Что же говорит церковный устав по поводу освящения верб? Стоит отметить, что в церковном календаре именуется Неделей Ваий, то есть, Пальмовым воскресеньем. Вайи – это орган папоротниковых и пальмовых растений, похожий на листья. То есть то, что обычно в обиходе именуется пальмовыми листьями и есть вайи. В церковном же обиходе вайями именуются пальмовые ветви, о которых уже было сказано выше. Во время богослужения же никакого освящения верб или даже пальмовых ветвей не происходит. Устав предписывает священнику, крестообразно покадив (окурив ладаном) предложенные пальмовые или иные ветви, произнести молитву, в которой нет ни единого слова об освящении или благословении верб, но смысл которой сводится к словам: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Таким образом, Церковь видит в этом действии благословение в, первую очередь, людей, несущих в руках ветви деревьев, а вовсе не самих ветвей. Интересно, что кропление святой водой, которое совершается после прочтения молитвы, является поздней традицией, отражающей уже установившуюся практику. Практика эта отражена в богослужебных книгах и без окропления святой водой сейчас благословение верб не обходится. Видимо, это действие и вносит восприятие благословения людей через читаемую священником молитву как некого освящения верб. Тем не менее, эта традиция окропления святой водой ни в коем случае не отменяет самой сути благословения людей, в подражании древним жителям Иерусалима пришедших приветствовать Христа ветвями деревьев.

 

Благословение жилища и средств передвижения

Часто священникам приходится слышать просьбы освятить дом или машину. Очевидно, что в полном смысле освятить, то есть отделить от прочих и посвятить Богу, нельзя ни жилище, ни машину. В молитвах, читаемых во время «Чина благословения нового дома», священник просит Бога благословить жилище и живущих в нем, просит сохранить домочадцев невредимыми от всякого зла, и умножить всякое благо в их доме. На стены дома наносятся изображения крестов – символа всепобеждающей силы Божией. Также священник помазывает стены дома освященным елеем (маслом), произнося краткую молитву: «Благословляется дом сей помазанием святого елея сего, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». Действие это, также как и окропление святой водой, несет в себе определенный смысл – «прогнание всякой сопротивной силы и сатанинских наветов», чтобы «в бегство обратилось всякое лукавое и бесовское действо». Все эти разнообразные молитвы и действия автоматически не превращают дом в крепость, неприступную для лукавых духов и не являются созданием некого оберега. К испрошенному у Бога благословению должно относиться со всяческим благоговением и не осквернять дом непристойными и недопустимыми для христианина занятиями. А такое порой происходит: люди увлекаются несовместимыми с христианством учениями – астрологией, магией, фен-шуем, спиритизмом и т.д., приносят в дом различную атрибутику, литературу. Все это как магнит притягивает злых духов и оскверняет не только дом, но и душу, являясь отступлением от Бога. В доме, и в жизни в целом, начинаются проблемы, которые могут закончиться весьма плачевно. Поэтому дом христианина, его душа и разум, должны быть чисты от всякой бесовщины и оккультных учений.

Что же касается благословения транспортных средств, то Церковь знает современные чины благословения колесницы, т.е. колесного средства передвижения, ладьи, т.е. корабля или лодки, и самолета. Все они схожи и содержат в себе молитвы на благословение транспортного средства и путешествующих с его помощью, и окропление святой водой. Также существуют специальные чины благословения в путешествия по суше, морю и воздуху.

 

Освящение крестов и икон

В случае с иконами и крестами все довольно просто и логично – они освящаются, т.е. в полной мере посвящаются Богу, будучи сакральными предметами. Причем почти все чинопоследования содержат формулировку «благословение и освящение», чем подчеркивается особая важность освящения данных предметов. Отличается от прочих лишь чин «Благословения креста для ношения на груди» — нательного крестика. Молитвы этого чина не содержат прошений на освящение крестика, в них испрашивается: «призри милостиво на это знамение Крестное, и ниспошли Божественное Твое благословение и благодать, и подай ему силу и крепость, чтобы всякий, кто в воспоминание спасительных Твоих страданий, и животворной Твоей смерти, и для сохранения и защиты души и тела на себе его будет носить, получил чрез него Небесное благословение и помощи удостоился. И как жезл Ааронов для отражения неверия противников и упразднения волшебных мечтаний Ты благословил, так и это знамение Крестное благослови, и Твоего заступления помощь против всех козней диавольских в него влей, чтобы всякому, на себе носящему его, оно защитою и сохранением спасительным от всякого зла души и тела, и ко умножению в нем духовных Твоих дарований и христианских добродетелей по благодати Твоей послужило». Таким образом, словами этой молитвы Церковь испрашивает благословение Божие, в первую очередь для человека, который хочет носить на груди крест, и крестом благословляет его.

 

  1. Православная Энциклопедия / Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Электронный ресурс] (дата обращения: 02.07.21)
  2. Примечательно, что Библия приводит и факт благословения народа Божия волхвом, Валаамом (Чис.23:16–21)
  3. В данном случае под благословением подразумевается действие Божие, направленное на достижение особых целей Божественного Промысла.