Советы, которые помогут достойно молиться Богу

  1. Мужчины, входя в храм, должны снимать головной убор

Основание этой традиции находится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам, 11:4-5: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

  1. Женщины, наоборот, должны входить в церковь в головном уборе

Традиция восходит к тому же посланию. При этом, правило не касается девочек и незамужних девушек, т.к. апостол сообщает, что платок является знаком власти над женою мужа – главы семьи. Впрочем, в современной практике, девочки и девушки также часто надевают платок при входе в храм, но принуждать их к этому не стоит.

  1. О поклонах и крестном знамении

Смысл крестного знамения един у всех христианских конфессий. Осеняя себя крестным знамением люди свидетельствуют свою верность Христу. Господь принял на себя крестную смерть, чтобы даровать нам спасение. Само крестное знамение отличается у православных, католиков и старообрядцев.

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по-разному. На Западе — всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно — не крестом полностью, а только чело, уста и сердце. Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.

  • Сначала мы полагаем персты на лоб, испрашивая у Господа освящения нашего ума.
  • Полагаем персты на живот в область солнечного сплетения и просим Бога продлить дни нашей жизни.
  • Полагаем персты на правое плечо.
  • Полагаем персты на левое плечо.

Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны. Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.

Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, обозначая две природы Христа, а остальные три соединяются вместе, изображая Троицу. При этом суть перстосложения остается той же.

Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево.

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша и «не коснея» (т. е. не замирая, например, с рукой, воздетой ко лбу), единовременно со всеми молящимися в храме. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон. При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом, а не от своего грешного самоволия.

Положено креститься без поклонов:

  • В начале пения или чтения «Верую…», «Царю Небесный…», «Единородный Сыне и Слове Божий…».
  • На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».
  • В начале чтения Священного Писания: Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

  • При входе в храм и при выходе из него (три поклона).
  • При возгласах: «Приимите, ядите…», «Пиите от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  • После пения «Отче наш» на Литургии в праздничные и воскресные дни.
  • При возгласе «Святая святым» в праздничные и воскресные дни.
  • После пения «Честнейшую Херувим…».
  • Во время чтения Трисвятого, чтения или пения трикратного «Аллилуйя»,   «Приидите, поклонимся…»,  после возгласа  «Слава Тебе, Христе Боже…», перед отпустом (три поклона).
  • На литии (после каждого из первых двух прошений ектений — по три  поклона, после двух остальных — по одному). При чтении молитвы  «Владыко  Многомилостиве…» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.
  • В начале чтения или пения «Сподоби, Господи…» на вечерни и Великого славословия на утрени (три поклона).
  • При чтении канона, на 1-й и 9-й песни, при первом молитвенном обращении (припеве) к Спасителю, Божией Матери, святым.
  • При пении «Буди имя  Господне…»  в конце вечерни и Литургии (три поклона).
  • При всех возгласах «Главы наша Господеви приклоним» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову до возгласа священника.
  • После пения «Слава, Тебе Боже наш, слава Тебе» до и после чтения Евангелия, а после возгласа «Вонмем» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.
  • На Литургии в начале пения «Херувимской» полагаем крестное знамение и преклоняем голову до выноса Святых Даров.  После слов священника «Всех вас да помянет Господь Бог…» три поклона.

Креститься с земным поклоном:

  • В дни поста при входе в храм и при выходе из него (три поклона).
  • В дни поста, на утрени, после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа…», после слов «Тя величаем…».
  • По окончании пения «Тебе поем…».
  • После «Достойно есть» или задостойника.
  • После пения «Отче наш» на Литургии в будние дни.
  • При возгласе «Святая святым» в будние дни.
  • При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим…», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно и во веки веков».
  • В Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров во время возгласа «Свет Христов просвещает всех».
  • В Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров во время пения «Да исправится молитва моя…» и «Ныне Силы Небесные…» преклоняются до земли.
  • В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице…» (поклон на каждом  стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся…» и прочее на великопостной вечерни (три поклона).
  • В Великий пост, при чтении молитвы святого Ефрема Сирина.
  • В Великий пост, при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (три земных поклона).
  • На великой вечерни в праздник Святой Троицы, при возгласе диакона «Паки и паки, преклонше колена…», преклоняют колени и склоняют голову до земли до окончания молитв.

Поясной поклон без крестного знамения:

  • При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».
  • В конце отпуста, если священник произносит его без креста.

Земной поклон без крестного знамения:

  • Великим постом, в конце великого повечерия, при молитве «Владыко Многомилостиве…» преклоняются до земли до окончания молитвы.
  • Великим постом, в конце великого повечерия, после слов священника «Простите, все честные отцы и братие…».

Креститься не положено:

  • Во время чтения Шестопсалмия.
  • Во время чтения или пения псалмов и стихир. На стихирах и псалмах только тогда полагаются поклоны, когда к этому призывают сами  слова «поклонимся», «покланяемся», «кланяемся», «припадем», «припадаем» и т. д.

Не допускаются земные поклоны:

  • В воскресные дни, двунадесятые праздники, в дни от Рождества Христова до отдания Крещения, от Страстной Среды до Пятидесятницы (кроме поклонов перед Плащаницей). Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий») под праздник до пения «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника.

Из «Полного молитвослова для мирян по уставу Православной Церкви». — М.: Даниловский благовестник, 2010. — 528 с. Издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

  1. Одним из главных условий молитвы является внимательность. Богослужению в храме также нужно внимать, т.е. сосредоточенно слушать, участвовать в нем умом и сердцем

Соответственно, во время службы не стоит много ходить по храму, прикладываться (целовать) ко всем подряд иконам, рассматривать людей, беседовать с кем-либо, шуметь, говорить по мобильному телефону, есть принесенную с собой еду или пить напитки, жевать жвачку, перебирать мелочь в карманах и т.п.

  1. Почитание мощей и икон

Прикладываясь к мощам и иконам, не принято целовать лики Божией Матери, святых и ангелов, а также лицо святого, мощи которого открыты для поклонения (исключая чело – т.е. лоб).

  1. Телефон при входе в храм лучше отключить совсем или перевести в беззвучный режим

Лучше вообще отключить потому, что для православного человека нет и не может быть ничего важнее общения с Богом, а остальные дела могут подождать до окончания богослужения.

Если же отключить телефон нельзя (операция у родственника или другой особо важный повод), то следует перевести его в режим вибрации, чтобы не отвлекать от молитвы окружающих.

  1. В храм нельзя входить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

Не стоит (исключая особые жизненные обстоятельства) приходить в храм неопрятным, грязным или дурно пахнущим. Это место нашего общения с Богом. Нужно иметь уважение к Нему и к собравшимся верующим.

Курение в Церкви считается грехом (как сознательное причинение вреда собственному организму), поэтому стоит воздержаться от него, по крайней мере, в храме или на его территории.

  1. Не входите в Алтарь (пространство, огражденное стеной иконостаса) или на солею (возвышение перед алтарем в восточной части храма)

На солею дозволяется всходить лишь духовенству, церковнослужителям, поющим в церковном хоре или помогающим священнику в алтаре, а также в особых случаях, по благословению священника. А в алтарь входят только священнослужители и церковнослужители-мужчины.

  1. Во время богослужения стойте лицом к алтарю (иконостасу)

Именно там располагается центральное место храма – Святой Престол, где совершается Евхаристия – главное Таинство Православной Церкви, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

  1. Не стоит делать замечания и ругаться

Храм – это не место для свар, это место для молитвы. Если кто-то в храме выглядит неподобающе или делает то, что нам не нравится, лучше обратить свое внимание на молитву. Как правило, в каждом храме есть специальные люди, получившие благословение священника следить там за порядком. В крайнем случае, следует подойти и, вежливо и тихо, сделать замечание.

  1. В храм надевают самое лучшее

На встречу с Богом идут, как на праздник, одеваясь в самую лучшую одежду. При этом, избегают «кричащих» цветов, раздражающих глаза окружающих.

Женщины одеваются в церковь по-женски: юбки до колен или ниже, закрытые плечи, спина и область груди. Брюки нежелательны, как и обилие косметики.

Мужчины должны одеваться по-мужски: лучше в классический костюм или брюки и рубашку. Не стоит приходить в майках и шортах, а также в спортивных костюмах.

  1. Нельзя входить в храм с велосипедами или животными

Храм – это не гараж и не хлев, а священное место. Загонять в храм велосипеды нельзя. Декоративных собак, кошек, крыс и прочих животных, собираясь в храм, тоже нужно оставлять дома.

  1. Покупайте и передавайте свечи до службы или по ее завершении

Поступая так, вы не отвлекаете молящихся. Освящать крестики и медальоны тоже лучше не во время богослужения, а до или после.

  1. В церковных записках перечисляются имена православных христиан

Не стоит писать в записке имена иноверцев, некрещеных и самоубийц. Указывая имена родственников, пишите полное имя человека, данное при крещении в родительном падеже (кого? Татьяну).

Не нужно указывать перед именем разнообразную титулатуру. Господь сам знает, кто в каком положении и обстоятельствах находится и подает человеку соответственную помощь.

Традиционно, только перед именем священнослужителя в записке указывается священный сан: «патр.», «архиеп.», «игум.», «свящ.», «диак.», «мон.» и т.п.

  1. Дети в храме должны вести себя прилично

Отправляясь с детьми в церковь, нужно объяснить им, что не нужно громко разговаривать в храме, бегать, смеяться и топать, а также устраивать истерики. Если дети не умеют себя вести в храме, на службу их лучше не брать.

  1. В молитве человек участвует всем своим существом

И душой, и телом. Поэтому в храме принято по большей части стоять – это неудобно и естественным образом собирает наше внимание, а также креститься и совершать поклоны. Сидеть в храме можно больным, детям или в некоторые краткие моменты службы.

  1. Во время Таинства Исповеди (Покаяния) исповедуют грехи

Свои грехи. Не называйте священнику грехов, совершенных другим человеком, это дело его совести. Также не называйте всех грехов подряд, покаяние требует осознания совершенного вами и желания измениться. Если с момента последней исповеди вы больше не совершали какого-либо греха, не следует упоминать его в следующий раз.

  1. Не нужно путать Таинство исповеди с пастырской беседой

Приходя на исповедь, человеку подобает каяться в грехах, а не рассказывать обо всех накопившихся бедах и проблемах. Обычно, один священник принимает исповедь у нескольких десятков людей. Поэтому, из любви к другим верующим, не стоит слишком задерживаться у аналоя (подставка, на которой лежат Крест и Евангелие).

Если вам необходим пастырский или жизненный совет священника, лучше договориться с ним о беседе во внебогослужебное время и тогда уже, никуда не спеша и никого не задерживая, решить с ним все вопросы.

  1. Подходя к Святой Чаше и принимая Причастие, следует громко назвать свое крещальное имя

Руки при этом должны быть крестообразно сложены на груди (ладонь каждой – на противоположном плече, правая поверх левой), а рот нужно широко открыть, чтобы священник случайно не уронил святыню. Причастие сразу же нужно проглотить, затем поцеловать край Чаши и отойти к запивочному столу (за всеми).

Только после того, как запьете святыню, можно разговаривать и прикладываться к иконам (чтобы частицы Тела и Крови Христовых не остались на предметах и случайно не упали на пол).

  1. Причащая детей их нужно правильно держать

Ребенок ни в коем случае не должен опрокинуть Святую Чашу или оттолкнуть руку священника! Причастие не должно оказаться на полу или на одежде! Поэтому, поднося младенца к Чаше нужно надежно придерживать руки и ноги ребенка так, чтобы он не мог ими болтать. Лучше класть его на правую руку и ею же придерживать ручки, а левой обхватить ноги малыша.

Ребенка нужно постепенно приучать к Таинствам. Если он расплакался или испугался – это нормально. Нужно на некоторое время отойти в сторону или выйти на улицу и успокоить его.

  1. Молитвы после Символа веры и до окончания Причащения – важнейшие в богослужении

В это время в алтаре совершается главное Таинство – хлеб и вино таинственным образом претворяются в Тело и Кровь Христовы. Это не антракт в театре.

Не нужно в это время (оно называется евхаристическими молитвами) начинать ходить по храму, беседовать с окружающими, выходить на улицу, садиться, покупать свечи и проч.

  1. В большинстве церквей женщины стоят на левой половине храма, а мужчины на правой

Это тоже сделано для того, чтобы не отвлекать друг друга от молитвы.

  1. Когда епископ или священник благословляет молящихся, преклоняют голову

Архиерей или священник может кадить верующих, осенять их крестом, свечами (архиерей) или благословлять рукой. В эти моменты богослужения верующие совершают поклон в сторону священника.

  1. Милостыню обычно подают пищей или одеждой

Часто около храма можно встретить нищих, которые просят помочь им. Оказать помощь нуждающимся – благочестивая обязанность христианина, но многие смущаются, боясь, что на их пожертвования нищие купят себе спиртное или их отберут у них бандиты.

Чтобы невольно не осудить нуждающихся и не оставить их без помощи, лучше подавать им милостыню в натуральном выражении – купить и подарить булку хлеба, пакет молока, шоколадку, подарить набор продуктов или принести им в подарок чистую одежду. Если человек просит денег на билет и вы можете себе это позволить – купите ему билет.

Если у вас нет денег, милостыней может стать доброе слово. Сочувствие тоже бывает очень важным, не стоит забывать и об этом.

  1. Не бойтесь попасть в неловкое положение

Верующие не зря называют друг друга «братья и сестры». Если вы не знаете, как в том или ином случае правильно поступить – спросите совета у священника или более опытного христианина.