Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, вы сегодня слышали Евангелие о богаче, который получил большой урожай. И решил он для того, чтобы его сохранить и приумножить свое богатство, построить еще большее хранилище. Ведь он не стал тратить свои новые богатства на бедных, а захотел все оставить себе.
…В древнем мире богатство в чем заключалось? Если у кого были большие стада скота, либо кто-то имел большие поля, обладал значительными запасами хлеба, такой человек считался богачом, пользовался уважением в том обществе и не боялся за свое будущее.
На примере такого богача Господь и показывает нам как неправильно поступает человек, у которого вся надежда — на мирское богатство, кто уповает только на временные ценности, а не живет согласно заповедям Божиим и не полагает надежду на Бога и не трудится для будущей жизни, для Царствия Божьего.
И когда этот человек из притчи собрался строить себе новую житницу, ему Господь говорит: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» — т.е. ты умрешь, — «кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк 12:20).
Случается, что и небогатый человек тратит всю свою жизнь на то, чтобы собрать какие-то средства. Говорит: «чтобы детям осталось». Но ведь часто достается тем, кому совсем не хочется, чтобы досталось. Бывает и просто пропадает все нажитое добро. Усопший ведь уже не может повлиять на те события, которые будут развиваться после его смерти. Поэтому безумен тот, кто собирает мирское имущество, а не обогащается божественными сокровищами.
Как же мы можем обогатиться по Богу? Мы должны делать добрые дела и, если у нас есть возможность помочь ближнему материально, помогать материально. Если словом утешить можем, нужно уделить человеку внимание и постараться человека успокоить, умиротворить. Если мы перед кем-то согрешили, попросить прощения, чтобы и у нас на душе не было тяжелого груза, и чтобы человек, с которым мы поссорились, примирился с нами. Как апостол Павел говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим 12:18). И не нужно думать о том, что я буду плохо выглядеть в глазах других людей, «уроню свое достоинство», а нужно думать о том, как мы будем выглядеть в очах Божиих.
И если мы не будем смиряться и если мы не будем просить прощения друг у друга и не будем прощать, то не войдем в Царствие Божие. Ведь любовь и прощение — условия нашего спасения. Господь говорит: «Если не прощаете (от всего сердца вашему ближнему-прим.автора), то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11:26).
Почему у нас не получается прощать, как вы думаете? Наверное, потому, что слишком большое самолюбие у каждого из нас. Потому, что мы думаем: «мне положено вот это и это, я заслуживаю уважительного отношения к себе… И когда мы видим, что по-другому к нам относятся, с неприятной неожиданностью сталкиваемся. А если мы себя приготовим к этому, скажем себе: «я не достоин хорошего отношения», то, когда с нами случится искушение, мы скажем: «так мне и надо, по делом» и тогда нам будет легко переносить обиды и прощать…
Но ведь у нас все не так. Никак мы не можем настроиться на Евангельский лад. Ведь нам Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). А у нас нет покоя и мира в душе именно потому, что мы не можем смириться и взять на себя благое иго Христова смирения, всегда с кротостью принимать то, что нам неприятно, как должное, заслуженное нами.
Мы считаем плохое отношение к себе несправедливостью. Но св. Иоанн Златоуст говорит, что если мы добиваемся справедливости, мы безумны потому, что Сын Божий претерпел величайшую несправедливость: будучи Праведником, не совершив ни одного греха, Он был распят за наши грехи. Ведь это верх несправедливости — смерть Праведника за неправедных.
Поэтому тот, кто добивается человеческой справедливости ничего кроме беспорядка в своей душе не получит, а тот, кто добивается справедливости божественной, т.е. стремится по любви поступать, не ожидая человеческой благодарности, тот будет пребывать в мире. Даже если его в тюрьму посадят. Как отец Иоанн Крестьянкин рассказывал, что для него было самое счастливое время, когда он в тюрьме сидел, такая у него молитва была пламенная… Ведь Господь, когда нам попускает какое-то серьезное испытание, всегда нас поддерживает духовно и старается, чтобы мы не впали в уныние и дает нам утешение, если только мы не закрываем от Него двери гордыней, самомнением и другими страстями. Поэтому давайте, братья и сестры, откроем пошире двери для благодати Божией, будем стараться жить по-евангельски и тогда Господь к нам придет и обитель Свою у нас сотворит (Ин. 14:23). Аминь.
Автор проповеди иеромонах Павел (Коротких).