Мозаичные иконы Спаса Нерукотворного над входом в храм и на восточном фасаде.
Иерусалимская икона Божией Матери на северо-восточном фасаде храма.
Икона Спас Нерукотворный.
Осроена стала первым государством, на территории которого христианство было официально признано религией. Она занимала северо-восток нынешней Сирии. Существовало оно в период с 137-го по 242-й год н.э. Это было маленькое государство, где впервые упоминалась икона Спаса Нерукотворного. Этот образ является уникальным и обладает огромным значением для православных христиан.
Днем почитания Спаса Нерукотворного является 29 августа. Как считается, именно в этот день Христос приложил плат к своему лицу.
Существует немало легенд, в которых рассказывается о том, как царь Осроены Авгарь, был болен страшной болезнью — черная проказа. Отсюда и начинается история Спаса Нерукотворного, однажды царю приснился необычный сон, в нем ему было сказано, что излечить его не сможет ничего, кроме иконы, на которой будет запечатлен лик Спасителя. После этого ко Христу был отправлен художник со двора, но ему так и не удалось перенести его образ на холст и сделать икону Иисуса Христа из-за божественного сияния, которое исходило от Него.
Тогда Спаситель взял воду, омыл ей свое лицо, после чего протер его полотенцем, на котором и остался запечатлен его светлый образ — икона Спаса Нерукотворного.
Формально, сам Иисус сделал икону, но образ относят к так называемым нерукотворным, то есть таким, где лик Спасителя проявляется по Божественной благодати и чудесным образом.
Классический вариант иконы представляет собой образ Иисуса, который выполнен на полотне. По краям его расположена канва, верхние концы которой заплетены в узлы. Отсюда и название иконы Спас на урбусе, то есть на полотне или платке.
Иерусалимская икона Божией Матери
В соответствии с преданием, Иерусалимская икона Божией Матери была написана одним из апостолов Иисуса — Лукой всего через 15 лет после Вознесения Спасителя, то есть в 48 году. Она стала первой из семидесяти прижизненных образов Богоматери, принадлежащих кисти апостола Луки.
Первоначально икона была передана в иерусалимскую христианскую общину; в 463 году ее перенесли в константинопольский храм Богоматери, и, когда городу грозило нападение скифов, всенародный молебен перед Иерусалимской иконой защитил город от него.
В 988 году при принятии князем Владимиром крещения в Корсуни (Херсоне), он получил эту икону в дар, а затем даровал ее новгородцам, когда жители города приняли христианскую веру. В 1571 году икона из новгородского Софийского собора по повелению царя Ивана Грозного была перенесена в кремлевский Успенский собор. В 1812 году чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери была захвачена французами. Считается, что ее увезли во Францию, однако, по утверждению французской стороны, ее нет в инвентарной описи собора Парижской Богоматери. В настоящее время в Успенском соборе имеется старинный список с иконы Иерусалимской «Богородица».
По иконографии икона Пресвятой Богородицы Иерусалимская относится к типу Одигитрия (Путеводительница). На поясном изображении Богоматери Она одной рукой держит Младенца Христа, а другая рука прижата к груди, что символизирует глубокое сопереживание, преданность и любовь к Сыну, ставшему жертвенным агнцем за грехи всего человечества.
В то же время эта рука как бы указывает на Иисуса – именно в Нем спасение для всех нас.
На лике Богородицы и Младенца написаны кротость и внутренняя сила, которые помогли Им со смирением принять Волю Божью.
В левой руке Младенец Иисус держит свиток, символизирующий Его учение – Истинную Веру, а персты правой Его руки сложены для благословляющего жеста. Кажется, что Мать с Сыном ведут безмолвный диалог, свидетельствующий об Их полном духовном единении.
Иногда на Иерусалимской иконе Божией Матери изображают Ее родителей – праведных Иоакима и Анну или же апостолов и мучеников.
Молитвы пред этой иконой помогали и помогают в самых сложных обстоятельствах жизни, как одного человека, так и страны в целом.
- были зафиксированы исцеления от слепоты и паралича,
- молятся о благополучии в семье и ее процветании, достатке,
- об исцелении и здравии.