- Ключевские чтения — 2020. Народ и власть. Материалы международной научной конференции молодых ученых. МГПУ — читать в pdf.
Луковников Дмитрий
В работах по истории русско-японской войны 1904/5 гг[1]. довольно подробно освещаются сражения русского флота: подвиг «Варяга» и «Корейца», бой 28 июля[2] 1904 года в Жёлтом море, бой в Цусимском проливе и другие. Все эти события для русских моряков заканчивались трагично. Однако есть в истории русско-японской войны целая серия успешных операций, которые проводил Владивостокский отряд крейсеров. Достаточно подробное освещение его действий присутствует в российских исторических работах: это книги Р. М. Мельникова «Рюрик» был первым», «Крейсер I ранга «Россия» (1895-1922)», а также работа В. Е. Егорьева (авторство оспаривается) «Операции владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг.» Но, к сожалению, в большинстве школьных учебников по истории России данная проблема не освещена.
Идея использовать крейсера для операций на морских путях противника возникла в России ещё за четверть века до русско-японской войны. В 1878 году Российская Империя и Великобритания были на пороге войны. Броненосцы Соединённого Королевства были готовы войти в Чёрное море и обстрелять русские города: Севастополь, Одессу и другие. В этой обстановке в России начали строить планы по эффективной войне с державой, обладавшей сильнейшим военным флотом в мире. Весной 1878 года Императорское общество содействия русскому торговому мореходству обратилось к народу с воззванием: «Враг наш силен на море. И числом, и громадностью средства, морские силы его далеко превосходят наши. Но есть возможность нанести ему и на морских путях чувствительный удар. Кто не знает, что все интересы нашего врага сводятся к барышу и наживе? Он обладает громадным купеческим флотом. Тридцать тысяч судов его покрывают океаны. Вот куда следует направить удары! В то время, когда враг запрет наши моря и как в Крымскую войну, будет жечь и грабить беззащитные селения на берегах наших, торговый флот его на просторах океанов да подвергнется в свою очередь бедствиям войны! Для этого нам нужны быстрые и крепкие суда, которые являлись бы неожиданною грозою на морских торговых путях нашего врага».[3]
На собранные народом средства в июле в Гамбурге закупили три судна, на которые по прибытии их в Россию поставили орудия и превратили в крейсера. Однако вскоре состоялся Берлинский конгресс и опасность войны с Великобританией, удовлетворённой ущемлением интересов России, на время исчезла. Купленные корабли так и не были использованы для морских операций.
Идея крейсерской войны оказалась востребована в годы русско-японской войны. В конце января 1904 года корабли Тихоокеанской эскадры были заблокированы в Порт-Артуре. Во Владивостоке же Россия имела всего 4 крейсера: «Рюрик», «Россию», «Громобой» и «Богатырь». Казалось бы, силы незначительные, но именно они станут на несколько месяцев головной болью японцев и заслужат от европейцев прозвище «эскадры-невидимки»[4].
Сведения о Владивостокском отряде крейсеров можно почерпнуть из различных источников[5]: судовых журналов кораблей, воспоминаний участников операций. Однако письма мичмана крейсера «Россия» – князя А. А. Щербатова существенно дополняют их.
Князь был назначен на “Россию” в апреле 1904 г. 31 мая в 9 часов утра он вышел в свой первый боевой поход в, который тогда отправились «Россия», «Рюрик» и «Громобой». А. А. Щербатов писал о событиях 2-го июня: «…утро было туманное… Вдруг в девятом часу утра мы сразу увидели слева дым, впереди дым, справа дым и большой парусник… В это время поднимают сигнал «Громобою отрезать левый пароход», который стремится в Симоносеки. Громобой вышел из строя и сразу продвинулся вперёд, удивительно грозно и красиво разрезывая носом воду… Через ½ часа подошли к Громобою. Он уже покончил со своим пароходом Идзуми-Мару и стоял совершенно смирно — кругом плавали обломки»[6]. Почти тут же отряд увидел на горизонте два новых парохода. Пароход под именем «Хитаци-Мару» выпало остановить «Громобою», но капитан парохода-“шотландец” (так его называл А. А. Щербатов, наблюдавший за событиями), решил не останавливать судно и скрыться от русских. «Хитаци-Мару», когда оторваться от преследования стало невозможным, даже попытался протаранить русский крейсер и отстреливаться из ружей. Поединок закончился печально для японского судна. Князь Щербатов писал о том, как пароход потонул, а Громобой подобрал около ста раненых. Зато пароход, за которым погналась «Россия», «Садо-Мару», не сопротивлялся. Чернорабочие с него отправились на шлюпках к берегу, а команду вместе с пленным англичанином разместили на крейсерах.
За один день японцы потеряли два парохода («Садо-Мару» ввиду спускающегося тумана был торпедирован и оставлен тонуть; наши крейсера ушли, не дождавшись момента, когда он пойдёт на дно, и есть предположения, что пароход был спасён). На одном из кораблей перевозились осадные орудия, предназначенные для осады Порт-Артура. В. Е. Егорьев, товарищ князя А. А. Щербатова, писал в своей работе: «…у Мальтцана говорится: «Потеря человеческих жизней в конце концов оказалась не столько велика, как это казалось сначала. Для хода войны было существенным, что на «Хитаци-Мару» потонуло 18 осадных 280-мм гаубиц. О гибели этих орудий умалчивает работа японского морского генерального штаба, однако, это настолько достоверно, что не вызывает сомнений. Станки для этих орудий были погружены на «Садо-Мару» и вместе с этим судном спасены»[7]. Именно из 280-мм. мортир будут расстреляны русские корабли в Порт-Артуре. Можно с уверенностью сказать, что Владивостокский отряд отсрочил эту катастрофу на полгода, пока японцы не подвезли новые орудия данного калибра.
Операции Владивостокского отряда были связаны с риском. Мичман князь Щербатов писал: «Всё это мы проделывали между Ико-Симой и Японией. И всё время на горизонте за нами следил японский крейсер. В сущности, это было страшное нахальство, ибо будь у японцев хоть что-нибудь дома, то мы бы серьёзно поплатились. Мы были в следующем треугольнике: Сасебо – главный военный порт Японии, порт на Тсусиме – большое минное депо и Симоносеки – тоже минное депо и военный порт. По слухам за нами впоследствии вышли японские миноносцы»[8].
Были ли данные действия Владивостокского отряда выгодны для России? Причиняли ли крейсера существенный урон японцам? Князь А. А. Щербатов в своих письмах отвечал на эти вопросы однозначно положительно: «Утром около 6 час. мы шли милях в шести от острова Окинисима — туман немного поднялся, и берега были отлично видны… В это время говорят: слева пароход. Мы поворачиваем и идём прямо на него … По осмотру оказался английским угольщиком «Allanton», везшим в Сасебо кардиф[9] для японцев, и теперь следующим из Мурорана на восточной стороне Мацмая в Сингапур с углём. В виду же того, что у него вахтенный журнал был неисправен, к нему придрались и решили взять призом»[10].
В письме от 15 июля князь Щербатов рассказывал о захвате железнодорожного груза, предназначенного Японии: «9-го, а может быть, 8-го, мы узрели к востоку большой коммерческий пароход. Оказался немцем «Arabia», идущим из Америки в Японию с железнодорожным грузом в 1,5 миллиона рублей ценностью. Мы, конечно, его забрали, посадили на него призовую команду и отправили через Лаперузов пролив во Владивосток… Утром увидали пароход, подошли, оказался англичанином «Knight Commander», идущим с контрабандным грузом в Йокогаму. Кажется, у него был тоже железнодорожный груз. Так как у него не хватило бы угля дойти до Владивостока, то было решено его потопить»[11].
О существенном уроне, нанесённом японцам потоплением “Knight Commander”, также писал В. Е. Егорьев: «Около 1000 т рельсов и рельсовых креплений, 1700 т мостовых частей, 300 пар вагонных колес с осями и 400 колес отдельно, направлявшихся непосредственно на театр военных действий, и значительное количество прочего груза, адресованного в Иокогаму и Кобе, были потоплены вместе с пароходом на глубине 1300 м. Сам пароход постройки 1900 г. имел 4300 т брутто, скорость 11 узлов»[12].
Владивостокский отряд крейсеров останавливал пароходы и шхуны несколькими залпами, не предназначавшимися для уничтожения кораблей противника. Если судно продолжало попытки уйти от преследования, его топили. Также команда корабля, сдававшегося русским морякам, либо отправлялась к берегу на шлюпках (в тех случаях, когда до земли было недалеко), либо пересаживалась на «Рюрик», «Россию» и «Громобой». Мичман князь Щербатов писал в письме от 7 июля: «Во время операции увидали другой дым, думали — военный, оказался другой каботажник; ввиду отдалённости берега и присутствия на нём женщин и детей отпустили его». И в том же письме: «…увидали 2 шхуны — потопили, людей взяли к себе…»[13]
Почему же три русских крейсера стали “невидимыми” для своего главного противника, адмирала Камимуры? Причина тому-чёткое командование отрядом и понимание обстановки, умение быстро принимать верные решения. Подтверждение этому тоже находим в письмах князя Щербатова: «Перехватили депешу: Русские курсируют в северном направлении. … Затем, для надутия японцев, пошли к северу и, отойдя из виду берегов, повернули на юг…»[14]. Благодаря этому манёвру русские крейсера оказались в тех водах Японии, где их не ждали военные суда. В письме от 17 июля А. А. Щербатов рассказывал о встрече, произошедшей 10 июля к югу от Токийского залива, с английским пароходом «Тсинан», шедшем в Йокогаму.
Князь рассказывал о том, что командир парохода сообщил русскому офицеру Петрову, осматривавшему английское судно, много интересного и что англичане «выразили своё безграничное удивление тому факту, что мы здесь находимся. …они до последней минуты полагали, что мы японцы, и командир «Тсинан» сказал: «Only when I saw your blue cross did I believed that you were russlans and even then I rubbed my eyes hard before I was sure of it» [Лишь когда я увидел ваш голубой крест (на флаге) я поверил, что вы русские, и даже тогда я протёр глаза, прежде, чем окончательно убедился в этом, —англ.]»[15]. Данный отрывок свидетельствует о том, что командование отрядом и планирование операций осуществлялось на достаточно высоком уровне. Отряд, появившись в самом глубоком тылу Японии, топил там корабли и ушёл оттуда безнаказанно.
Хотелось бы сказать несколько слов об одном спорном вопросе. Вечером 16 или 17 июня (даты, называемые князем А. А. Щербатовым; в других источниках[16]-18 июня) состоялась погоня четырёх японских крейсеров за «Рюриком», «Россией» и «Громобоем». Около 8 часов с кораблей Владивостокского отряда заметили 6-11 японских миноносцев. По последним был вовремя открыт огонь, и их атака была отбита. Однако некоторые современные нам исследователи утверждали, что никаких миноносцев не было, так как, по их мнению, японская документация не подтверждает факт атаки миноносцами наших крейсеров. Ответ на этот спорный вопрос можно найти в письме князя Щербатова от 28 июня 1904 года: «Около 8 час. я стоял на мостике и определял расстояние до «Рюрика», когда кто-то вдруг закричал: «Миноносцы слева!»,-у меня сердце так и упало… Взглянув влево, я увидел 6 или 8 силуэтов миноносцев, идущих мимо нас в кильватерной колонне. …Я никогда так не нервничал, как тогда. …К счастию, скоро пришёл старший офицер. Гревениц – старший артиллерист — спустился на палубу и указал цель комендорам. Загремела пальба. …У миноносцев показались какие-то дымки и затем два огромных дыма: говорят, что два потопло. …Надо сказать ещё то, что несколько минут после окончания нашей стрельбы японские крейсера стали освещать кругом себя и открыли ожесточённую пальбу мелкой артиллерией, почти, наверное, они с перепугу расстреляли собственные миноносцы».[17]
Владивостокский отряд, успешно проводивший операции в глубоких территориальных водах Японии, придерживался тактики крейсерской войны. Отказ от неё привёл к трагическим последствиям. Из-за плохой связи (дальность приёма сообщений по радио была незначительна) крейсера, вышедшие из Владивостока на помощь Порт-Артурской эскадре, вернуть было уже невозможно: когда пришла телеграмма адмирала Алексеева, Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке, о том, что попытка выхода эскадры не удалась, отряд был уже вне зоны приёма-передачи сообщений. Войдя в Корейский пролив, утром 1-го августа 1904 года, «Рюрик», «Россия» и «Громобой» вступили в битву с четырьмя японскими крейсерами, к которым во время боя присоединилось ещё два судна.
Князь Щербатов так описывал ситуацию утра 1-го августа: «Японцы были от нас к северу, мы в темноте прошли мимо них и теперь они были между нами и Владивостоком. Волей-неволей приходилось принимать бой… Из окружающего я видел мало. Знаю, что по носу открылось пятое судно, от которого мы увернулись влево, что на “Рюрике” то и дело вспыхивали пожары»[18]. Князь Александр Александрович отмечал разрушительное действие японских снарядов для русских кораблей: «Снаряды с шипом и воем летали через голову, они видны были отлично, когда, ударяясь об воду, с кувырканием и воем летели через судно, то и дело ударяясь в трубы, мачты и надстройки и осыпая палубу кучею осколков»[19]. Неся такой страшный урон, «Громобой» и «Россия» 5 часов отстаивали «Рюрика», который получил тяжелейшие повреждения в начале боя.
Ввиду явного неравенства сил русский адмирал фон Иессен принял единственное верное решение: уводить ещё находящиеся в строю и боеспособные «Россию» и «Громобой». Владивостокский отряд потерял «Рюрика»: выведенный из строя японским огнём, этот русский крейсер повторил подвиг «Варяга» и был затоплен собственной командой. Два другие крейсера ушли во Владивосток и стали на длительный ремонт.
Причины поражения в бою 1 августа 1904 года заключались в недостаточном бронировании «Рюрика»: он не имел бронированных перегородок между орудиями, в отличие от «России». Поэтому японский снаряд, имевший в себе больше взрывчатых веществ, чем русский, попадая в борт «Рюрика», осколками выводил из строя сразу несколько орудий. Также «Рюрик», самый старый из крейсеров отряда, имел меньшую скорость, чем «Громобой» и «Россия». Это подтверждал князь Щербатов ещё за полтора месяца до боя 1 августа: «Через несколько времени «Рюрик» стал отставать, и пришлось уменьшить ход, чтобы не уйти от него»[20]. Безусловно, что на ходе боя также сказалось количественное превосходство противника. Его снаряды имели мгновенный взрыватель и поэтому наносили страшный урон. Наиболее мощные японские орудия были размещены в хорошо бронированных башнях, а наши-в казематах, что позволяло вести действенный огонь только одним бортом.
Прекрасно приспособленные к крейсерской войне, корабли Владивостокского отряда, морские гиганты с огромной дальностью плавания и хорошей мореходностью, проиграли бой меньшим по водоизмещению, но более мощно вооружённым японским крейсерам. Однако операции в море и Тихом океане настолько напугали английских и американских кредиторов Японии, что после июльского рейда отряда сократилось число рейсов в Японию и поставок военных грузов.[21] Япония же, набрав кредитов, оказывалась в отчаянном положении: с Англией и США необходимо было расплачиваться, а деньги, вложенные в грузы, уходили на дно. Именно из-за кредитов японцы так желали получить от России огромную контрибуцию.
После Портсмутского мирного договора «Россия» и «Громобой» пошли в Балтийское море. Их экипажи до конца выполняли свой долг. Действия отряда показали, насколько успешной может быть крейсерская война на путях сообщения противника. Подтверждением этому может служить использование тактики крейсерской войны Германией уже во время Первой Мировой войны.
Источники и литература:
- “Всю жизнь продержаться на высоте подвига…” Из переписки князя А. А. Щербатова и княжны С. С. Васильчиковой. 1904-1905 гг. — М.: ЛЕНАНД, 2020. — 480 с.
- В. Е. Егорьев. Операции владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://cruiserx.net/ovc/1.htm (дата обращения: 24.09.2020).
- А. Царьков. Русско-японская война 1904-1905 гг. Боевые действия на море. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=284991&p=1 (дата обращения: 28.11.2020).
[1]Айрапетов О. Р. На пути к краху. Русско-японская война 1904-1905 гг. Военно-политическая история. М.: ООО «Торговый Дом Алгоритм», 2014; История русско-японской войны 1904-1905 гг. под ред. д. и. н. И. И. Ростунова. М., «Наука», 1977; Быков П.Д. Русско-японская война 1904–1905 гг. Действия на море. М., 1942.
[2]Старый стиль здесь и далее.
[3]Толмачёв Е. П. Александр III и его время // https://history.wikireading.ru/234620 (дата обращения 01.11.2020)
[4]Хисамутдинов А. А. Владивосток // https://info.wikireading.ru/47988 (дата обращения 27.10.2020)
[5]Исторический журнал крейсера «Россия» за 1904 г.; Г. К. «На крейсере «Россия» (из дневника). Изд. журнала «Море». СПБ, 1906 г.
[6]«Всю жизнь продержаться на высоте подвига…» Из переписки князя А. А. Щербатова и княжны С. С. Васильчиковой. 1904-1905 гг. М.: ЛЕНАНД, 2020. С. 168.
[7]Егорьев В. Е. Операции владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг. // https://cruiserx.net/ovc/138-149.htm#1.1(дата обращения: 24.09.2020).
[8]«Всю жизнь продержаться на высоте подвига…» С. 169.
[9]Высококачественный тип английского каменного угля, предназначался для военно-морского флота.
[10]«Всю жизнь продержаться на высоте подвига…» С. 170.
[11]Там же. С. 200.
[12]Егорьев В. Е. Операции Владивостокских крейсеров… (дата обращения: 24.09.2020).
[13]«Всю жизнь продержаться на высоте подвига…». С. 192.
[14]Там же. С. 191.
[15]Там же. С. 201.
[16]Мельников Р. М. Крейсер I ранга «Россия» (1895-1922) // https://www.litmir.me/br/?b=227273&p=50 (дата обращения-28.11.2020)
[17]Там же. С. 180-181.
[18]Там же. С. 214-215.
[19]Там же. С 215.
[20]Там же. С 180.
[21]А. Царьков. «Русско-японская война 1904-1905 гг. Боевые действия на море. // http://www.plam.ru/hist/russko_japonskaja_voina_1904_1905/p8.php (дата обращения: 24.09.2020).