Москва-река, совершая путь от истоков к устью, делает множество излучин. В одной из них, с трех сторон окруженное лентой реки, уже набравшей силу от притоков, на левом пологом берегу стоит древнее село Васильевское. Правый берег в месте излучины крутой и высокий, и называется Марьиной Горой. Он возвышается над левым на 35 метров, окаймляя с востока и юга село Васильевское.1
Карта границ территории выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Васильевское. Парк.» Архитектор Климова.
Места вблизи села Васильевского издавна привлекали людей, и они заселили этот край в глубокой древности. Живыми свидетелями тех давних времен являются курганы-погребения и селища: это памятники древнеславянских поселений тысячелетней давности. Близ Васильевского — в деревнях Мышкино, Полушкино и Григорово — расположены группы курганных могильников, датируемые 10-12 веком.2 Древнерусское селище Хотяжи (более 3 га), что находится в следующей за Васильевским излучине Москва-реки, открыто и исследовано археологами в недавнее время. Оно датируется 8-9 веком.3
В 14-15 веках эти места входили в состав обширного Звенигородского княжества. Здесь проходил старинный торговый путь, связывавший Москву и Рязань с Новгородом: в 15 веке так шли в обход Тверских торговых застав через Волоколамск, Микулин и на Торжок4. Село Васильевское расположено как раз посередине между Рузой и Звенигородом: 25 км от Звенигорода, 30 км до Рузы по Москва-реке.
Торговые пути были самыми удобными, наезженными, людными дорогами, и не только для торговых, но и всяких иных целей. Зимой по льду, летом по воде или по берегу. Цари и владыки, монахи и миряне, богомольцы и торговый люд, воины и захватчики — кто с молитвой, а кто и с мечом — проходили здесь. Держал путь на Собор в Москву 1490 года преподобный Иосиф Волоцкий.
Первое летописное слово о Васильевском относится к 1498 году. Связано оно с именем преподобного Иосифа Волоцкого и с именем его юного крестника и духовного сына удельного князя Рузского Иоанна Борисовича (1483-1503). Движимый желанием оказать помощь отцу Иосифу в его пустынносозидательных трудах, пятнадцатилетний князь в жалованной своей грамоте 1498 года5 отписал село Васильевское, село Каринское с деревнями, село Богородицкое, деревню Неверово во владение Московскому Симонову монастырю, где подвизался в то время брат преподобного, отец Вассиан.
Итак, в княжеской жалованной грамоте 1498 года Васильевское значится селом, и, следовательно, здесь уже была Церковь. Вероятно, при ней возник в дальнейшем монастырский скит, однако летописных упоминаний об этом нет. Год основания той давней, 15 века, Церкви неизвестен, но об ее именовании, как Церкви Воскресения Христова, косвенно можно судить по исчезнувшей ныне, но сохранившейся на старинных картах6 деревушки Воскресенки.
Деревенька располагалась на высокой надпойменной террасе у края леса в километре от Васильевского, и выше села на 40 метров, вне зоны разлива реки. Несколько речных стариц указывают на то, что там, где сейчас стоит село, раньше текла река.
Вид с Воскресенок на овраг очень красив. Все здесь как бы осталось нетронутым с давних времен, словно само время остановилось: ручей, склон оврага напротив, поросший лесом, сосны и луг, спускающийся к ручью.
За долгую свою историю — от времен Звенигородского княжества — село Васильевское было монастырским, дворцовым, потом принадлежало первым лицам государства, возглавлявшим «посольское», иностранное ведомство, дворянам из рода Романовых, князьям из рода Рюриков — словом, являлось собственностью высшей знати страны. Но вот, в писцовых книгах РГАДА,7 мы находим, что в 1619 году Васильевское находилось в вотчине за атаманами: Нагаем Ивановым сыном Тобыльцовым, Иваном Желесковым, Викулою Завьяловым, Иваном Костровым, и Федором Семеновым сыном Кочетом, «а писана за ними та вотчина по государевым жалованным грамотам», т.е. пожалована государем в вотчинное владение пяти донских казацких атаманов. Почему так? Есть старинная русская пословица: «Пришли казаки с Дону, погнали ляхов к дому».
Если мы обратимся к «Курсу Российской истории» Ключевского, то увидим, как он описывает заключительный аккорд конца Великой смуты на Руси: «В октябре 1612 года казаки пошли на приступ и взяли Китай-город. Земское же ополчение не решилось штурмовать Кремль, сидевшая там горсть поляков сдалась сама, будучи доведена до людоедства».
Казаки, под предводительством Дмитрия Трубецкого, преодолев вражду и местничество, столь разъединяющее сводные войска, своими смелыми и профессиональными действиями принесли державе победу, Москве освобождение, а дому Романовых – воцарение. «Посадили сына твоего на Московское Государство одни казаки-Донцы», — сообщил в Польшу плененному митрополиту Филарету Романову Лев Сапега, великий канцлер Литовский. Пожалование вотчинных владений казацким атаманам было благодарностью от юного государя Михаила Федоровича Романова и его государевых родителей за воинскую доблесть и верность казаков при освобождении Москвы от шляхты, а также за их дальнейшие усилия против иных иноземных кандидатов на русский трон в 1613 году.
Есть основания полагать (версия историка П.Ф. Дужева), что от тех славных лет на память нам, потомкам, остались древние Липовые аллеи, заложенные 400 лет тому назад. Они — живые свидетели того времени. Их общая длина составляет около 3-х км, но не в одну линию: от главной аллеи, длина которой 1,2 км (верста) и параллельной реке, в сторону реки и перпендикулярно к главной аллее отходят пять равных боковых меньших аллей, по 300 м каждая. Расстояние между ними тоже равно 300 м. Таким образом, возникают четыре равных правильных квадрата земли, каждый по 9 га, т.е. 300х300 м. Вот на этих-то квадратных участках – «жеребиях» – поселились, должно быть, четыре атамана. Подтверждением тому являются археологические находки.8 Их земельные наделы были разделены посадками лип в два ряда. Жеребий пятого атамана – Федора Семенова сына Кочета – был передан в 1626 году Московскому Новоспасскому монастырю, и располагался вблизи церкви.
Историческая часть села сформировалась в дальнейшем этими Липовыми аллеями, кварталами внутри них; отсюда началось заселение. Древние Липовые аллеи являются для села Васильевского, таким образом, градообразующим фактором, уникальным по своему смыслу и значению.9
Первое сведение о Воскресенской церкви мы встречаем в приходных Патриарших книгах дани с действующих «жилых данных» церквей казенного приказа за 1628 год: «Церковь Воскресения Христова в селе Васильевском, дани 4 алтына с деньгою, наместнических 6 денег, заезда две деньги, в корм и Московский проезд гривна». Здесь: дани – в Патриаршую казну, наместнических – в Новоспасский монастырь, заезда…в корм и Московский проезд – платеж, взимающийся для обеспечения объезда архиереем своей епархии, его проезд до Москвы и обратно, независимо от объезда.10
Кем и когда была построена церковь неизвестно, писалась ежегодно под Звенигородской десятиной. В селе в это время было 4 двора вотчинников, 9 дворов крестьянских, людей в них 14 человек и 5 дворов бобыльских. В них 5 человек. К селу принадлежала деревня Агафоновская, в которой было 3 двора крестьянских с 5 человеками (людей /человек — мужчин). Через несколько лет все земли казаков перешли во владение Новоспасского монастыря, и Васильевское стало монастырским селом.
В 1690 году бояре Заборовские, владеющие тогда селом, продали Васильевское с деревнями думному дьяку Посольского приказа Емелиану Игнатьевичу Украинцеву7 за 6000 рублей, и он в 1703-1706 годах построил здесь каменную церковь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, существующую ныне.
С Горы и от реки церковь видна как на ладони: на ровном и небольшом (62х50 м) месте, как плывущий корабль-крепость цвета зари, стоит храм. В одну линию, параллельно реке, выстроены колокольня, трапезная и четверик, устремленный ввысь восьмериком и шлемовидной главой на высокой шее. Сплошная кирпичная ограда толщиной около метра и высотой около 3,5 м с четырьмя угловыми круглыми башенками и всего одними вратами, объединенными с колокольней, делает церковь настоящей крепостью.
Кирпичи ограды…кто не трогал их рукой, прикасаясь, словно к давним векам? Таких сейчас нет. Каждый по 17 фунтов (7,7 кг), размером 32х15х9,5 см, из красной глины.
Летом 2020 года у края леса в селе Васильевском были обнаружены и частично отрыты древние подземные кирпичеобжигательные печи. Рядом с ними найдены залежи красной глины и кирпичи-большемеры. Вероятно, кирпичи для храма изготавливались и обжигались здесь; было налажено местное производство.30
Думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев (1641-1708) был выдающимся дипломатом и политиком второй половины 17 века начала 18 века. Он более 40 лет отдал русской дипломатической службе и возглавлял посольский Приказ, служил при четырех Царях, помогал Петру I в восшествии на престол, налаживал отношения со странами западной Европы, воссоединял Киевскую митрополию с Московским патриархатом, и, наконец, своим искусством и любовью к Родине сумел заключить чрезвычайно важное, выгодное для России перемирие на 30 лет с Турцией в Константинополе, которое открыло Петру Великому возможность начать и победоносно закончить Северную войну.
«Он оставил повсюду следы выдающегося благоразумия. Ведя дела счастливо и похвально, он прославился своею мудростью…» — так характеризует думного дьяка его современник, секретарь австрийского посольства И.Г.Корб.11
7 сентября 1699 года русский военный парусный корабль «Крепость» с Украинцевым на борту, «пройдя Черноморскую пучину» (Е.У.) и оторвавшись по пути от сопровождавших его турецких судов, прибыл в Цареград. Торжественно, салютуя своими пушками, русская эскадра вошла в Константинопольскую бухту и встала на якорь против султанского дворца: теперь турки имели дело не с прежней сухопутной Россией. Тысячи людей ежедневно приходили смотреть на это чудо. Последовавшие долгие, изнурительные переговоры закончились благоприятно для России. Они явились, на заре 18 столетия, началом ослабления Османской империи, а для думного дьяка Украинцева — его дипломатической победой. 12
По переписи 1705 года в селе двор вотчинников, двор скотный, людей в них три человека, всего в селе с двумя деревнями (Агафонова и Мышкина) 57 дворов, крестьянских людей в них 198 человек.
В 1762 году на основании Высочайшего указа Императрицы Екатерины II от 8 августа, подписанного ею через три недели после прихода к власти, село Васильевское переходит на 50 лет – до 1813 года — в вотчинное владение помещиков Яковлевых, генерал-майора Михаила Александровича (1708-1767) и супруги его Марии Петровны. Ближайшие к Васильевскому село Поречье, сельцо Кривошеино, деревни Полушкино, Михалево, Бережки, Воскресенки, Мышкино, Агафоново также были подарены М.А. Яковлеву Государыней вместе с Васильевским.13
Границы владений Яковлевых, соизмеримых по тем временам с небольшой волостью, проходили от деревни Полушкино правобережья Москва-реки на юге, и до речки Яковлевки левобережья Москва-реки на северо-западе. Речка, как мы думаем, сохранила в своем названии фамилию владельцев. Речка Яковлевка является левым притоком Москва-реки, впадает в нее вблизи деревни Хрущево и входит в состав государственного природного заказника регионального значения «Москворецкий левобережный».
Яковлевы – древний род, берущий начало от Андрея Ивановича Кобылы, сына Иоанна (Гланда) Камбила Дивоновича, пришедшего из Пруссии в Россию на службу к Великому Князю Александру Ярославичу Невскому. Иоанн Камбила происходил от короля прусского Вейдевута.14
Михаил (Михайла) Яковлев, генерал-майор и член государственной военной коллегии. Послужной список: «на службу поступил 1-го января 1735 года, в 1741 году был произведен в прапорщики, с назначением флигель-адьютантом. Во время шведской кампании 1741-1743 и до начала ее Яковлев неоднократно назначался курьером как внутри государства, так и вне его для исполнения поименных указов и курьером от командующих генералов для разных секретных поручений, которые он всегда исполнял с величайшим успехом и за которые удостаивался неоднократных благодарностей. Кроме того, как боевой офицер, Яковлев отличился в 1741 году в сражении под Вильманстрандом, в 1742 году под Фридрихсгамом, Засекой, Барговом и при осаде Гельсингфорса. В 1743 году он был в схватке на галерах близ острова Карпо в сражении со шведской гребной флотилией, был неоднократно в боях с неприятелем, во время которых заявил себя незаурядным, храбрым и способным офицером. Произведен 1 января 1744 года в капитаны, в 1755 году произведен в полковники, в 1763 году пожалован Екатериной II в генерал-майоры (архив военной коллегии, международной военно-исторической ассоциации).15
Позже, заседая в Военной коллегии, он каждый день ходил к Литургии и просил офицеров следовать его примеру. Разрешение на освящение домовой церкви свт. Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге ему было дано в начале 1756 года, в храме служил священник отец Савва Федоров. По указу Петра III в начале мая 1762 года храм был закрыт.16 До дворцового переворота оставалось всего 2 месяца. Наступала эпоха Екатерины Великой.
В Васильевском начинался Яковлевский период правления. Воскресенская церковь за время, прошедшее после думного дьяка Емелиана Украинцева, не претерпела изменений. Михаил Яковлев пишет «Доношение» члену святейшего Синода митрополиту Тимофею от 12 мая 1764 года: «В Звенигородском уезде в вотчине моей в селе Васильевском имеется каменная церковь во имя обновления Храма Воскресения Христова при которой церкви имеется два священника, а служба Божия совершается в оной одна в зимнее время за неимением теплой церкви; как священники, так и приходящие люди испытывают немалую тягость, а при той церкви при обширности трапезы можно в одной стороне сделать придел. Того ради прошу дозволить мне во упоминаемой трапезе сделать деревянный придел во имя Владимирской Богородицы». На что и было получено им вскоре дозволение, и все устроено и готово к освящению 18 сентября того же года.17
Благодаря усердию Михаила Александровича, храм обрел вместе с новым теплым приделом сразу три летних престольных праздника Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской. Яковлевы построили при церкви богадельню.
Помещичий Яковлевский дом в Васильевском не сохранился. Фундаменты его, а также основания столбов ограды и подходящая к дому въездная Липовая аллея вместе с Ивовой аллеей у реки, заложенные при владельцах и сохранившиеся доныне, указывают на его местоположение вблизи церкви с восточной стороны. «Дом каменный…с мезенином, длиною 27, а шириною 16 аршин»18. (…), т.е. 19.1х 11,4м.
Тщание храмоздателей простиралось и на их поместье в селе Поречье, что в пяти верстах от Васильевского. Там они построили каменную Казанскую церковь. «Помощию Божию сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763 года июля 3 числа… а в ней храмовая икона Богоматери Казанская на серебряной ризе, которой внизу чеканными словами написано: «Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския», а на обороте написано: «Писана сия св. икона 1627 года» (метрика церкви в Поречье 1887 года).19
Почему же Каплуновская? С Каплуновским Казанским образом всегда связывалась память о Полтавской победе 1709 года над шведами, где чудотворная икона явилась знамением победы.20 Михаил Яковлев воевал со шведами во вторую кампанию 1741-1743, также победоносную. Построением храма во имя Казанской-Каплуновской иконы Пресвятой Богородицы он увековечил святую память о помощи Свыше в этих войнах.
Михаил Яковлев умер в 1767 года. На карте6 того же года деревенька на правом высоком берегу напротив Васильевского именуется Михалева, вероятно, была названа его именем. Вдова генерал-майора Мария Петровна Яковлева пережила мужа лет на 35. Деревенька в документах 1815 года значится уже как Марьино, возможно, названа ее именем.
В России существовал древний обычай, по которому на гробах погребаемых лиц приносили иконы, остававшиеся потом в ризнице храма. «Над царскими вратами в киоте с сиянием и на шнурах и блоках по образцу Киевопечерской лавры находится икона Успения Богоматери в серебряной вызолоченной ризе с мелким жемчугом. Внизу вычеканены слова: «Изображение и мера с чудотворной иконы Успения Пресвятыя Богородицы, что есть в Киево-Печерской лавре». В ней имеется 4 части Св. мощей, принесена при гробе храмоздательницы Марии Петровой Яковлевой» — читаем в метрике церкви в Поречье 1887 года. «Местный образ Спаса Нерукотворенного принесен при гробе Николая Михайловича Яковлева. Два серебряные вызолоченные креста, в каждом по 40 частей Св. мощей» — читаем там же19. В недавнее время храм, сильно разрушенный в прошедшие годы, полностью восстановлен, но святыни и захоронения утрачены.
Кроме Казанской церкви в селе Поречье Михаил Яковлев построил еще каменную Покровскую церковь в своем имении в Перхушкове на Можайской дороге в 1756-1763 годах с приделами в честь Спаса Нерукотворного Образа и во имя святителя Николая21. Церковь сохранилась.
В селе Васильевском в годы владения Яковлевых наблюдался значительный прирост населения: «за генеральшею Марьею Петровною по последней поданным к ревизии скаскам мужеска полу 226 душ да в деревнях Воскресенской 11, Михалевой 37, в Огофонове 99, в Мышкиной 16 душ, в Полушкиной 122 души», — читаем мы надпись на картуше карты Плана Генерального Межевания 1767 года.6 Находим строки и о церковных доходах: «Да в силу Землемерной Инструкции 69го пункта на доволствие священно и церковно слутелем, по поданной полюбовной скаске от поверенного из дачь села Васильевскаго по способности к церкви Обновления Храма Воскресения Христова в одном месте, как значится на плане под лит. А. пашни 30 десятин, сенокосу 3 десятины, под Москвой рекой 1283 квадратных сажен, всего 33 десятины 1283 квадратных сажен, а за исключением Москвы реки, 33 десятины», — там же.
У Михаила Александровича Яковлева и жены его Марии Петровны было два сына и дочь: Михаил – майор, и Николай — статский советник. Дети умерли не старыми, и, вероятно, не оставили потомства, т.к. все обширное владение, перешедшее к ним от родителей, досталось двоюродным четверым братьям «Алексеевичам»,13 детям Алексея Александровича Яковлева (1726-1781), младшего брата Михаила Александровича.
Алексей Александрович Яковлев — президент Юстиц Коллегии, статский советник, главный начальник монетной экспедиции. Портрет Алексея Яковлева кисти Рокотова находится в ГИМе. Ни одного портрета Михаила Александровича, как и его захоронения, нами пока не найдено.
Мемуарные страницы о Васильевском 20-х лет XIX столетия были написаны Татьяной Пассек и Александром Герценом, детьми братьев Петра и Ивана Алексеевичей Яковлевых: Татьяна и Александр проводили в Васильевском детские годы летом. В их книгах «Из дальних лет» и «Былое и думы» мы находим подробное описание происходящих здесь событий, дворянского и крестьянского быта, людей, трогательное описание природы…и ни одного слова о Воскресенской церкви. В роду Яковлевых менялись ценности. Вскоре, в 1840 году, село Васильевское с деревнями, заложенное племянником Ивана Алексеевича Яковлева Николаем Голохвастовым за 400 000 рублей ассигнациями, было продано с торгов на аукционе князю Николаю Григорьевичу Щербатову,18 генерал-майору кавалерии, герою Бородинского сражения.
В 1812 году во время нашествия французов село Васильевское, стоящее на пути наступления врага, подверглось сильнейшему разорению. Церковь была разграблена. Увозилось все, начиная от иконостасов и утвари и кончая домашним скарбом: «Скота господского и птиц не имеется, ибо весь скот истреблен нашествием неприятельским» — говорится в документе от января 1818 года.13 Церковь была «исправлена» только к январю 1813 года, освящен главный алтарь, а придел не освящен «в связи со скудостью в утвари».
Из клировой ведомости Воскресенской Васильевской церкви за 1821 года мы узнаем, что сведений о ее создании и истории «отъискать невозможно за бывшим в 1812 году нашествии неприятельском», но зато есть сведения о приходе: «В селе Васильевском помещика Гвардии Капитана Ивана Алексеевича Яковлева дворов 25, в них душ крестьян 145 мужчин и 120 женщин, а всего того ж помещика в приходе с деревнями 142 двора, в них 705 мужчин и 766 женщин».22 Всего в приходе – 1471 человек.
Князь Николай Григорьевич Щербатов, купивший после Яковлевых село, недолго владел Васильевским: он умер в 1845 году. В середине ХIХ века имение несколько раз перешло из рук в руки известных дворянских фамилий, и в 1877 году снова вернулось к Щербатовым: стало собственностью князя Александра Григорьевича Щербатова — это был свадебный подарок его матери, Софии Александровны Щербатовой, урожденной графини Паниной.23
Князья Щербатовы – потомки Рюрика. Одно из преданий, объясняющее появление родовой фамилии, таково: князь Иван Тарусский и Оболенский, так первоначально назывались их предки, во время Куликовской битвы в 1380 году получил ранение лица саблей – ущерб, отчего сын его Василий был прозван Щербатый. Так род продолжал носить имя Щербатый или Щербатой почти до конца 17 века, пока не трансформировался в Щербатов.24
Время с 1881 по 1917 год в Васильевском имении кнн. Щербатовых можно назвать особо благодатным — по тому обилию добрых и разумных дел, которые изливались на народ и церковь рачительными владельцами. Они создали здесь образцовое опытное высокопродуктивное сельское хозяйство, где крестьяне обучались культурному земледелию и животноводству, давали хороший заработок на легких работах женщинам и детям, помогали нуждающимся, устроили и содержали лечебницу с родильным отделением, школу четырехлетку, клубы для детей, сиротский приют и мельницу. Престарелым поселянам выдавалась пенсия. Их широкая благотворительность пронизывала все области жизни людей, являя пример гармоничного и человечного со-бытия владельцев и народа. «Чем богаче народ, тем сильнее будет Россия!» — любил повторять князь Александр Григорьевич, которого Васильевские крестьяне звали не иначе как «наше Сиятельство».25
Князь Александр Григорьевич Щербатов все годы был церковным старостой Воскресенского храма в Васильевском, и нужды церкви были ему близки и знакомы. В 1903 году Воскресенская церковь тщанием князей Щербатовых была расширена: ее трапезная часть с двумя приделами стала более вместительной – 20х17 м. Приделы были посвящены: правый (южный) в честь иконы Божией Матери Владимирской, а левый (северный) — во имя Свв. Отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского. Сделано центральное отопление. Помещение котельной расположилось под трапезной. Проект выполнил архитектор Н.Д. Струков.
В 1908 году село Васильевское попало в зону сильного наводнения, отчего пострадало и церковное здание. В связи с этим оно было заново оштукатурено и покрашено. Иконостас был переклеен, снова выкрашен и вызолочен. Некоторые иконы переписаны. Снаружи церковь была заново выкрашена темно-красным суриком, в тон прежней красно-коричневой минеральной краски под названием «мумия» (метрика 1813 года), т.е. имела цвет пасхального яйца.26
С началом Первой Мировой войны кнн. Щербатовы создали на свои средства военно-санитарный поезд №67, и курсировали с ним под непосредственным руководством княгини Ольги Александровны Щербатовой и с ее младшими детьми, вывозя раненых с фронта, а в имении был устроен госпиталь. Вскоре после революции княжеская семья покинула Россию.27
В 1919 году на два дня 27-28 сентября в усадьбу Васильевское, в пустой и холодный, разграбленный замок кнн. Щербатовых, приезжал Ленин: сюда, сразу же после неудавшегося на него покушения (взрыва в Леонтьевском переулке) товарищи ночью перевезли и спрятали перепуганного вождя. В самое надежное место. «Ему очень понравилось образцово организованное хозяйство».28
После революции 1917 года службы в Воскресенской церкви еще довольно долго, по-прежнему совершались. Официально она была закрыта в 1940 году. Одним из последних священников, служивших в храме, был протоиерей Николай Виноградов, ныне прославленный в сонме Новомучеников и Исповедников российских. Он погиб в лагере НКВД – в Усть-Вымлаге Коми в декабре 1937 года. Память совершается 24 декабря, в день его мученической кончины. В 2021 году исполнится 145 лет со дня рождения протоиерея Николая Виноградова.29
За последующие годы советской власти храм был превращен в страшные руины. В ноябре1941 при приближении линии фронта храм взорвали по приказу советского командования: рухнула колокольня, обрушились своды трапезной, была повреждена ограда. Село сожгли. Кирпичи и белый камень цоколя, надгробия растаскивались в дальнейшем местным населением, как бесплатный строительный материал. Финальным аккордом разрушения были съемки фильма «Эскадрон гусар летучих» в 1980 году: пиротехники взрывали то, что осталось. Как печальный символ безбожия простоял храм до конца ХХ века. И вот в 1991 году то, что осталось – храм, «Объект культурного наследия России» — возвращен верующим. Наместник Новоспасского монастыря архимандрит Алексий (Фролов) благословил начало работ и верующих — на труды.
В конце 1991 года назначен настоятель – священник Павел Карташев. Архиепископ Можайский Григорий во время своего посещения храма летом 1998 года при осмотре руин трапезной выразил мнение о том, что, вероятно, лучше их разобрать и отстроить заново.
С 1993 года началось восстановление здания церкви, а в 2000 году назначен новый настоятель – священник Игорь Шумилов. К концу 2020 года реставрация Воскресенской церкви села Васильевского в объеме собственно храма, алтаря и трапезной завершена. Процесс реставрации занял 27 лет, притом, что строительство храма было осуществлено за 2 года. Храм украсился новым великолепным иконостасом, иконами, утварью, облачениями, книгами.
Никаких нарушений принципов современной реставрации здесь не было допущено, в чем огромная заслуга главного архитектора проекта реставрации В.В. Овчинниковой, и отца настоятеля Игоря Шумилова, которые не стремились к высокой скорости, бывшей бы в ущерб качеству. Пока осталась без реставрации древняя кирпичная ограда храма, и впереди — самая главная и трудоемкая задача: восстановление колокольни.
«Небо многосветлое церковь показася, вся просвещающая верныя, в ней же стояще зовем: сей дом утверди, Господи».
Екатерина Абросова, декабрь 2020 г.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Российский УКВ портал. Карта высот.
- Карта территорий и зон охраны ОКН : Генплан с/п Колюбакинское.
- Алексеев А.В. Группа памятников древнерусского времени у деревни Хотяжи. // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара, М.: Институт Археологии РАН, 2004 г.
- Тихомиров М.Н. Древнерусские города. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М. Госполитиздат, 1956.
- РГАДА, ф.135. Древлехранилище. Ед.хр. 146. Публ.: « Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVIвв. Подготовил к печати Л.В.Черепнин, М.-Л.,1950г.»
- РГАДА, ф.1354, оп.259, ед.хр. В-36. План Генерального межевания села Васильевского с деревнями, 1767г.
- Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. Вып.2. Звенигородская десятина. М., 1882, сс.22-24.
- П.Ф. Дужев, «500 лет села Васильевское», газета Красное Знамя №97-141, авг.1989г. Страницы истории района.
- Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения усадьбы «Васильевское» в поселке санатория им.Герцена Одинцовского муниципального района Московской области ТОМ 2. Материалы по обоснованию проекта зон охраны. В.Зубарев, М.Климова.
- Устинова И. А. Делопроизводственные документы Патриаршего Казенного приказа 1-й половины XVII в.: приходная книга 1640/41 г. Часть 2. Седмица.RU «Православная Энциклопедия»
- М. Чуракова « Очерк жизни и деятельности Е.И.Украинцева», альманах Марьино-Щербатово, вып.6, М. Златограф, 2001г.
- Украинцев Вадим Борисович, Украинцева Валентина Васильевна, Украинцев Игорь Борисович «Выдающийся Российский дипломат эпохи Петра Великого Е.И.Украинцев», журнал «Общество. Среда. Развитие» вып.1(14)2010г. Terra Humana.
- ЦХД до 1917г. ф.103, оп.1, д.1121 (1815-1818гг.). О выделе жене генерал майора Е.В.Яковлевой из имения принадлежащей ей части с.Васильевского с деревнями Рузского уезда
- Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, ч.2
- Русский библиографический словарь. 1913. Т.25. Ист.: Московское отделение архива Главного Штаба. Опись 10, связка 566, лист 1766г.(международная военно-историческая ассоциация).
- Святыни Петербурга. Энциклопедия Санкт-Петербурга. http://www.encspb.ru/
- ЦИАМ, ф.203, оп.755, д.145. «Доношение» генерал-майора Яковлева — митрополиту Тимофею, о построении вновь придела.
- ЦХД до 1917г. ф.103, оп.1, д.1391. О вводе во владение князя Н.Г.Щербатова имением с.Васильевским Рузского уезда, 1840г.
- Сайт Рузского Благочиния, история: «Об устройстве в с. Поречье Казанской-Каплуновской церкви».
- Н.Н.Чугреева «Казанская Каплуновская икона Богоматери и победа под Полтавой». Полтава. К 300-летию Полтавского сражения. Сборник статей. М.: Кучково поле, 2009. Институт Российской Истории РАН.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Перхушково. Сайт Одинцовского Благочиния.
- ЦХД до 1917г. ф.203, оп.744, д.1663. Клировые ведомости церквей Рузского и Звенигородского уездов за 1821 год.
- РГАДА, ф.1289, оп.6, ед.хр №27. Документы на право владения Васильевской вотчиной Московской губернии, князей Щербатовых.
- Князь А.П.Щербатов «Право на прошлое». Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2011.
- «Московские Ведомости» май 1915г, некрологи на смерть князя А.Г.Щербатова.
- Проект реставрации Воскресенской церкви, гл. архитектор В.Овчинникова. 2020.
- Е.А. Абросова «Памяти кн. О.А. Щербатовой», «Щербатово» альманах №7,-М. «Златограф» 2005.
- Т.В. Сапронов, воспоминания «Ленин в Горках», с описанием поездки в Васильевское, сайт leninism.su, публикация журнал «Прожектор» №15, 1925.
- «Воскресенская церковь села Васильевского Рузского района Московской области», к 300-летию Воскресенской церкви, 2005.
- Заявка в ГУКН МО о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в единый Госреестр памятников истории и культуры народов РФ, ОТ 22.09.2020.