Тысячелетиями в европейской культуре существовала тесная связь религии и медицины. Заданная Богом цель человеческого бытия, его существования в мире наполнялась конкретными ценностями и нормами морали и стала реализовываться в практической деятельности милосердия и врачевания.
Особенностью современного общества является сосуществование, а порой и смешение, различных морально-мировоззренческих ориентаций. В этих условиях вопрос о морально-этическом самосознании приобретает особую остроту. Достижения современной медицины, выходя на новые уровни влияния человеческой жизнью, иногда вступают в противоречия с нравственными принципами. В таких условиях возникают вопросы, связанные с эвтаназией, проблемы контрацепции и абортов. В обществе можно услышать аргументы, оправдывающие подобную практику, тем не менее, никто не освобождал человека от опасности разрушающего воздействия на его нравственное самосознание подобных действий. В данных условиях на первое место в современной медицине выходит вопрос нравственности самого медицинского работника.
Умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность – это не только заслуживающие уважения свойства личности врача, а прежде всего свидетельство его профессионализма. Поведение врача и с точки зрения его внутренних устремлений, и с точки зрения его внешних поступков должно мотивироваться интересами и благом пациента. «В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного» — писал Гиппократ. Он отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результатом деятельности врача. В этом смысле типологическая близость медицины и Церкви очевидна.
Было замечено, что врач благодаря своей профессии всегда немного самарянин, готовый помочь другому человеку в несчастье. Это тонкое замечание указывает на высоту духовного предназначения врача. Образ самарянина напоминает об особом отношении к больным людям – это – 1) беспристрастность, т.е. независимость от своих политических, национальных и других пристрастий, 2) самоотверженность, т.е. жертва своим покоем, удобством и т. д. ради помощи больному и 3) борьба за жизнь человека до конца. Перечисленные особенности свойственны и христианину и врачу-профессионалу. Врач располагает различными знаниями, которые могут и должны служить благу человека и сохранению его жизни. Опираясь на разум с практической стороны и на сердце с нравственной стороны врачу необходимо поступать согласно христианским принципам, т. е. соответственно профессиональному долгу.
Таким образом, врач не только может быть человеком высоконравственным, но должен предпочесть этот принцип всем другим соображениям. Моральная этика врача, неразрывно связана с христианской заповедью о любви к ближнему. Умение любить больного – вот то, что необходимо врачу для успешного лечения пациента. Только избрав этот принцип подхода к страждущему человека, врач заслуживает доверия людей, вручающих ему своё здоровье и жизнь.
Свято-Пантелеимоновский храм, октябрь 2007 г.
Настоятель храма священник Игорь Нагайцев.