(доклад логопеда Чальцевой Н.В. на научно-практической конференции
проведённой в Свято-Пантелеимоновском храме 16 апреля 2007 года
в рамках празднования дней славянской письменности)
2007 год объявлен годом русского языка. На самом высоком государственном уровне звучит тревога о сохранении языка как части нашей национальной культуры. И, в первую очередь мы, педагоги, работающие непосредственно с детьми и их семьями, понимаем, о какой великой опасности мы призваны сегодня говорить. Важность поднятой темы трудно преувеличить на всех уровнях обсуждаемого круга вопросов.
Язык не может существовать самостоятельно, в отрыве от духовных ценностей народа. Даже дети безошибочно называют язык звеном, объединяющим людей, проживающих на общей территории, в народ.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, подарившие славянам письменность, не только этим заслужили особое почитание среди потомков чужого им народа. Ведь созданная азбука несла высокий духовный смысл, открывала неведомую дотоле высоту и глубину внутреннего мира человека. Это язык, на котором человек мог красиво общаться со своим Создателем.
С благодарностью наши предки как драгоценнейший дар Божий приняли плоды трудов святых Кирилла и Мефодия. Благоговейно хранили веками чистоту этого языка, помня какие люди, как именно — не только разнообразными талантами, но в первую очередь — помощью Божией, милостью, испрошенной в подвиге молитвенном, достигли совершенства форм и смысла языка славянского.
Светом своего подвига освятили равноапостольные братья возможность наслаждаться плодами их творения. Видимо, наши предки были мудрее нас, более духовно смотрели на связь явлений, строже и серьёзней относились к слову вообще, принадлежности его именно их культуре.
История России сложна, она не состоит из одних ратных побед и достижений, но и печальные и радостные её страницы объединяет одно — желание русского народа исполнить волю Божию о своей стране, сохраниться как народу православному, самобытному, непохожему своим нелёгким путём на другие «языки». Мудрые, смелые, самоотверженные князья и полководцы в страшные минуты, грозящие гибелью России, думали не о сиюминутных выгодах громких побед, а о сохранении русскими своей веры, культуры, языка… Славные жизни и благоговейная память святым князьям Александру Невскому, Димитрию Донскому, графу Суворову, светлейшему князю Кутузову и многим другим нашим соотечественникам — яркие тому свидетельства.
Есть и другие примеры в русской истории — примеры легкомысленного отношения к своему пути, к истории своей страны, её культуре и языку. Но — особой милостью Божией — тяжёлыми испытаниями платит русский народ за попытки раствориться в чужой культуре, отступить от своих духовных ценностей.
Процессы, происходящие сегодня с русским языком, поразительно напоминают атмосферу приниженности родного слова в русском обществе перед войной 1812 года. Нельзя не вспомнить о легендарном человеке, вставшем на пути исчезновения в те дни нашего национального языка. Александр Семёнович Шишков — адмирал, министр просвещения, Президент Российской Академии Наук, человек уникальный, беззаветно любящий Россию и русскую словесность, грозно предостерегал современников: «Европа пьёт горькую чашу, ведь прежде, нежели оружием французским, побеждена уже была языком их».
Эту истину знали идеологи информационных войн всех времён и народов, стараясь истребить в государстве язык, а потом уже и сам народ. Поклонение французскому языку, презрение собственной культуры в угоду западной, повлекло за собой безотчётное принятие мыслей и чувствований чужого народа.
Для любого грамотного филолога не составляет секрета различие нравственных идеалов, духовных устремлений героев французской и русской, ставшей классической, литературы. Добродетель и порок также поспешно стремятся поменяться местами, и некому расставить акценты в потоке бездуховной массовой культуры — чужой тогда, чужой и сегодня. В 1812 году потребовалась Отечественная война, чтобы на русском языке в Париже для «двунадесяти побеждённых языков», прозвучало: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтесь, яко с нами Бог».
Возможно, именно благодаря этим суровым испытаниям стало возможно переосмысление русской интеллигенцией — лучшей её частью, своего отношения к культуре России. Сегодня мы по крупицам собираем творческое наследие Хомякова, Аксаковых, Гоголя, Кириевских — не всуе принявших любовь к родному слову. Сам Александр Семёнович Шишков оставил нам бесценное наследие: он один внёс в науку языковедения столько, сколько сегодня было бы под силу научно-исследовательским институтам. Александр Семёнович сделал все главные открытия в языковедении интуитивно.
Сегодня они доказаны опытно. Но главное — его святая, рвущаяся через столетия любовь к Родине, к русской словесности, горячее желание защитить, сохранить этот дар Божий русскому народу. Сегодня, несмотря на очевидное нечувствование многих важных проблем, трагедия умирания русского языка волнует многих людей, думающих о России как стране суверенной, с народом, способным говорить и писать на родном языке.
Как и во время других тяжёлых, не всегда отчётливо воспринимаемых испытаниях и бедствиях, Святая Православная Церковь собирала в своих рядах людей, всеми силами пытающихся противостоять происходящему. И сегодня с амвонов не только говорится об обозначенной проблеме, Церковь активно поддерживает в людях стремление к жизни духовной. До сегодняшнего дня все Богослужения проходят на церковно-славянском языке, столь дорогом для души христианской. Во многих приходах работают Воскресные школы, с отделениями для взрослых людей, желающих больше узнать о духовной жизни человека, о Церкви, её истории, православных традициях русского народа.
В нашем приходе при Свято-Пантелеимоновском храме по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, работает Центр духовного развития, названный в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Выбор покровителей Центра не случаен, направленность работы вполне очевидна.
Педагоги, собравшиеся на это Богоугодное дело, пытаются внести свою скромную, посильную лепту в сохранение русского языка как части нашей русской культуры.
Чтобы говорить о сохранении языка, необходимо ясно понять трагическую реальность сегодняшнего дня — мы имеем около 80 % детей с патологией речевого развития, в большинстве серьёзной, трудно поддающейся коррекции. Это касается не только устной, но и письменной формы речи. С каждым годом растёт количество детей, поступающих в массовые общеобразовательные школы, имеющих нормальный интеллект, сохранные функции опорно-двигательной системы, зрительного и слухового анализатора, адекватно относящихся к учебной деятельности, но, тем не менее, не способных полноценно усваивать программу.
Факторы, обуславливающие создавшуюся ситуацию, многочисленны и многообразны. И, как и в других вопросах — духовные стоят на первом месте. Мы не можем самостоятельно установить верные причинно-следственные зависимости неправильного устроения нашей жизни и последствия нашего легкомысленного попирания иерархии ценностей. Разводим руками — «раньше такого не было».
Действительно, в логопедах нуждались единицы, сегодня единицы в них не нуждаются. Часто преступная халатность родителей приговаривает детей к невозможности ясно изъясняться на русском языке, овладеть правильной письменной речью. Наша боль за будущее этих детей помогла не отказать ни одной семье, обратившейся за помощью в Центр.
Мы ведём занятия по коррекции устной речи у дошкольников — со сложными медицинскими диагнозами — с 3,5 лет; курс подготовки к обучению грамоте охватывает круг проблем фонематического восприятия, восполнения лексико-грамматических пробелов, формирования связной устной речи.
Занятия носят индивидуальный, подгрупповой, фронтальный характер. Со школьниками решается тот же круг вопросов, но уже наряду с коррекцией письменной речи, в соответствии с материалами школьной программы обучения.
Все эти формы и виды работы являются благодатной почвой для формирования любви к слову — русскому, правильному, неискажённому. Для школьников введён цикл занятий: «Истоки русского языка». Ребята пытаются устанавливать связи между славянским и современным русским языком — наследником глубины и богатства образов славянского наречия. В увлекательной игре поиска родственников, дети постигают глубочайший лексический смысл, заключённый в данном слове изначально. Казалось бы знакомое неинтересное слово вдруг заставляет волноваться, переживать, задумываться, открывается совершенно неизвестными новыми гранями. Мы надеемся, что зёрна нашей искренне посеянной любви к русскому слову смогут стать препятствием на пути лёгкости его искажения и предательства.
Очень интересно проходят литературные занятия — у дошкольников и школьников младших классов. Педагог пытается внести в занятия элементы литературоведения. Дети узнают о жизненном пути писателей, об их духовных исканиях, об их отношениях с собственными детьми. Все виды деятельности, используемые на этих занятиях, представляют острую необходимость для детей как имеющих логопедические проблемы, так и не имеющих их. И, видимо, главная, самая желанная для нас цель этих занятий — помочь ребёнку полюбить чтение художественной литературы. Насколько это важно и сложно сегодня, каждый педагог знает по опыту.
Особенностью организации учебного процесса является стремление через все предметы воспитывать ребёнка духовно. Поэтому, сами занятия Воскресной школы органично связаны с другими предметами, хотя и выделяются в их ряду. Для дошкольников — это сказки, притчи о любви и дружбе, о честности, долге, благородстве; о праздниках, отмечаемых Церковью, доступные рассказы об устроении мира, о месте в нём человека, его высоком предназначении. На этих же занятиях детей учат рисованию, приобщают к музыкальной культуре. В средней группе занятия проводятся в форме бесед, диалогов, также с рисованием, музыкальной литературой, хоровым отделением.
Mы очень рады, что удалось заинтересовать детей работой с природными материалами. Направить стремление ребёнка к Красоте в правильное русло, научить увидеть Божий мир, сохранить в чистоте, не опошлить впечатления — цель, достойная той титанической работы, которая ложится на хрупкие плечи руководителя этого кружка. Дети платят радостью, с вдохновением посещая эти занятия в любые погодные условия. Работы пронизаны желанием творчества, вселяя надежду на формирование художественного вкуса, неотягощённого привязанностью к изделиям китайских производителей.
Память, внимание, логику развивают дошкольники, младшие и старшие школьники на занятиях, посвящённых математике. Родители оценили помощь этих занятий в усвоении учебного материала.
Ещё одной особенностью нашего Центра является факт посещения многими детьми данной возрастной группы всех предлагаемых занятий. Органично сочетается учебный процесс с воспитанием общей культуры поведения. В течение всего года педагоги и работники трапезной приобщали детей к духовным традициям русского быта. Небезуспешно.
На занятиях присутствуют не только дети, но и их родители. Для многочисленных младших родственников существует игровая комната. Дети учатся общаться, дружить, понимать друг друга.
Очень сблизили нас всех совместные поездки. Мы тщательно выбирали экскурсии, готовились к каждой, узнавая ещё до поездки о том месте и событиях, которые с ним связаны. Нам удалось побывать в Историческом музее, в Саввино-Сторожевском монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В конце апреля дети вместе с родителями посетят экскурсию о библейских сюжетах в русской живописи и иконографии Третьяковской галереи. Во всех этих экскурсиях люди участвовали семьями — дети, мамы и папы, часто ребят сопровождали дедушки и бабушки.
В работе нашего Центра невозможно вычислить процент успешно усвоенных знаний, составить график приобретённых умений и навыков, построить диаграммы с показателями тех или иных изменений. Не образовательные задачи для нас главные, не их реализации собрала педагогов в дружный коллектив Центра духовного развития.
Не умаляя важности получения знаний, насколько неизмеримо более необходимым представляется донести до ребёнка желание узнавать новое, зажечь его жаждой познания.
Мир, окружавший нас ещё так недавно, изменился на глазах нескольких поколений. В течение последних десятилетий на человека, начиная с раннего детства, обрушиваются потоки самой разнообразной информации, настойчиво призывающей к её усвоению.
Люди создают себе кумиров, возведя поверхностность, энциклопедичность псевдоразвития на пьедестал, им не принадлежащий. В школах, в ВУЗах мы наблюдаем причудливую комбинацию инфантильной вялости, пониженного учебного тонуса, отсутствие интереса к познанию — и на этом фоне активнейший практицизм наших воспитанников. Не должен ребёнок так осознавать себя в этом интересном, полном неоткрытых тайн, мире.
Именно в раннем, таком благоприятном для восприятия добра возрасте, мы должны посеять в душе ребёнка чувства и желания, правильно ориентированные на наши реальные духовные и культурные ценности. Донести до малыша осознание радости труда, гармонии мира и его места в нём — таком большом и интересном — вот что очень важно реализовать в своей работе.
У нас уже есть хороший опыт сотрудничества, нас объединяют общие проблемы, тревоги, надежды. Мы очень надеемся на тёплую атмосферу понимания и доверия, в которой мы призваны вырастить грамотное, уважающее и любящее родной язык, культуру своей страны, поколение русских людей.
Свято-Пантелеимоновский храм, апрель 2007 г. Чальцева Н. В.